По закону Стечкина
В № 1 «Новой газеты» за этот год мы уже писали об аресте некого Аслана Дилиева. Как выяснилось, эта фигура может оказаться ключевой для раскрытия ряда громких заказных убийств и похищений.
Формально Дилиев подозревается правоохранительными органами в убийстве 13 мая 2006 года бизнесмена Мустафы Шидаева. Это убийство произошло на Арбате, рядом с домом № 10. Как рассказывают наши источники, Шидаев, ходивший постоянно с охраной, и в этот раз был не один, он и его люди попытались оказать сопротивление. Однако киллера тоже сопровождали вооруженные люди. Пока «пехота» с обеих сторон выясняла между собой отношения, убийца с колена четыре раза выстрелил из пистолета Макарова: попал «клиенту» в грудь, живот, ногу и руку. Шидаев скончался на операционном столе Института имени Склифосовского.
Это убийство наделало много шума в авторитетных кругах, поскольку Шидаев был не просто бизнесменом, он был активным членом лазанской преступной группировки, тесно связанной со специальными службами, и, по нашим данным, управлял «корпоративной» собственностью — прежде всего недвижимостью в Москве и области. Шидаев проходил минимум по одному уголовному делу о похищении бизнесмена с целью выкупа. Ко всему прочему, по данным оперативных сводок РУБОПа, его родной брат был убит в ходе спецоперации по ликвидации террористов в Театральном центре на Дубровке.
Заказ на убийство Шидаева пришел из Чечни, в которой после второй войны полевым командирам, пришедшим к власти, делить было уже нечего. И сферой их интересов стала собственность чеченских бизнесменов в крупных городах России.
Шидаев, в отличие от многих, бизнес отдавать не собирался. Однако его убийство не привело к искомому результату — после смерти Шидаева его собственность попала под контроль одного из самых авторитетных членов лазанских — Мовлади Атлангериева. Человека, тесно связанного со спецслужбами, на свадьбе родственницы которого присутствовал замдиректора ФСБ. Человека, выполнявшего весьма деликатные поручения и в итоге попавшего в скандал с попыткой покушения в Лондоне на Бориса Березовского. Именно Атлангериев был арестован Скотленд-Ярдом в 2007 году в лондонском отеле и выслан из Англии.
Дилиева, которого подозревают в убийстве Шидаева, арестовали в Москве при невыясненных до конца обстоятельствах. По одной версии, на парковке, по другой — в «Президент-отеле», рядом с апартаментами президента Чечни Рамзана Кадырова. Стоит заметить, что доступ к московской резиденции Кадырова имеет очень узкий круг приближенных лиц.
Судя по всему, Дилиев был именно таким человеком. Его биография любопытна: одно время он числился военнослужащим батальона ГРУ Минобороны «Восток», возглавлял который Герой России Сулим Ямадаев, вынужденный теперь скрываться за границей. Дилиев одним из первых ушел от своего комбата, по поводу которого еще во время своей службы в «Востоке» высказывался нелицеприятно и, по данным наших источников, имел к нему личные претензии. После своего ухода к Кадырову — оппоненту бывшего хозяина, по некоторым данным, он занял должность представителя президента Чечни в силовых структурах Введенского района республики. Однако большую часть времени проводил в Москве, будучи приданным в подчинение еще одному любопытному персонажу — Бислану Хакимову (он же Зелимхан Исраилов) по кличке Бес.
Рассказывают, что во время убийства Мустафы Шидаева Дилиев ездил на автомобиле «Хонда-Аккорд», после его уже видели в Москве за рулем джипа «Прадо», затем он пересел на серебристый «Мерседес-220» с чеченскими номерами, который был оформлен на другого владельца. А в конце 2006 года ему кем-то из руководства Чечни был подарен другой «Мерседес» — 221-й — за особые заслуги, надо полагать. В последнее время Дилиев сменил имидж — перестал ходить в свитерах, надел костюм, коротко постригся и сделал несложную пластическую операцию — убрал горбинку с носа.
Подобная щедрость и меры предосторожности, по данным наших источников, могут быть связаны с тем, что Дилиев, вполне вероятно, причастен к еще нескольким громким преступлениям. В частности, к убийству двух проституток, снятых высокопоставленными чеченскими чиновниками в московском ресторане «Прага», но не пришедшихся им по вкусу. Кроме того, Дилиев задерживался по подозрению в подготовке покушения на бывшего мэра Грозного Бислана Гантемирова, но из милиции его вызволил некий человек в штатском, показавший удостоверение сотрудника спецслужб.
Наши источники полагают, что следствию не мешало бы проверить Дилиева на причастность и к убийству в 2007 году Алихана Мацуева — близкого поверенного нынешнего замминистра юстиции, в прошлом президента Чечни Алу Алханова. А также на его причастность к убийству бывшего депутата Госдумы, старшего брата Сулима Ямадаева — Руслана, которого расстреляли недалеко от Белого дома в конце 2008 года. (По некоторым данным, рядом с местом преступления опять-таки видели серебристый «Мерседес» с чеченскими номерами, за рулем которого находился майор МВД Чечни.) А также было бы не лишним провести экспертизу на соответствие Аслана Дилиева фигуре человека, выходящего из дома на Лесной улице после убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской.
По странному стечению обстоятельств, собственником еще одного (или того же?) серебристого «Мерседеса» (госномер Е777НЕ 177) числится все тот же патрон Дилиева по кличке Бес. По данным наших источников, в его распоряжении в Москве находятся несколько десятков человек.
Его «Мерседес», снабженный «вездеходом» — специальным документом, позволяющим избегать остановки и досмотра, — год назад 31 января 2008 года находился рядом с московским рестораном «Каретный двор» в момент похищения Мовлади (он же Руслан) Атлангериева. Который, напомним, занялся собственностью убитого Шидаева и является хорошим знакомым другого члена лазанской преступной группировки — Лом-Али Гайтукаева: дяди братьев Махмудовых, подсудимых по делу убийства Анны Политковской, осужденного за покушение на убийство украинского бизнесмена Геннадия Корбана.
А сам Бес — он же Бислан Хакимов (Зелимхан Исраилов), по данным наших источников, 5 января 2009 года остановил в Москве автобус и учинил разборки с его водителем. При этом в момент задержания и Хакимов, и его приятель, сидевший с ним в одной машине, козыряли удостоверениями сотрудников УСБ МВД Чечни.
Бислан Хакимов не в первый раз становится активным участником разборок в Москве. Не так давно, что-то не поделив с представителями азербайджанской диаспоры, он получил ножевое ранение в живот, пролежал долго в больнице и спустя недолгое время вновь там оказался с раздробленной челюстью — получив от водителя автобуса, обстрелянного из Стечкина, монтировкой по лицу. (Подробности — в материале Ростислава Богушевского и Елены Костюченко).
Очевидно, выяснения отношений на дорогах — любимое занятие Беса — доверенного лица депутата Государственной думы, члена «Единой России», бывшего вице-премьера по силовым структурам Чечни Адама Делимханова. 18 марта 2007 года некий человек по имени Хакимов Бислан точно так же не поделил дорогу с водителем «девятки» Кочетковым С.А. 1979 года рождения. Как сказано в милицейской сводке, между водителями и пассажирами авто, не уступивших друг другу проезд, возникла драка. «В результате Кочетков С.А. упал и ударился головой о бордюр, получив травму, от которой он скончался на месте». Чем закончилось уголовное дело — неизвестно.
Уголовные дела, которые ничем не заканчиваются, и вмешательства сотрудников специальных служб — тоже весьма частое явление в тех случаях, когда причастными к преступлениям оказываются сотрудники правоохранительных органов Чечни.
До сих пор непонятно, как можно было отпустить двух чеченских милиционеров, прибывших в Москву с набором киллера, включая «винторез» для стрельбы по бронированным автомобилям, задержанных в октябре 2006 года сотрудниками милиции Хамовнического ОВД. Тогда их выручать приехал офицер центрального аппарата ФСБ Бажанов. Выпустили их на свободу спустя несколько дней. Бажанов, как рапортовали руководители ФСБ, был уволен, хотя, по нашим данным, до сих пор ходит на работу в том же звании. Мало того, список боевых групп, засланных в Москву осенью 2006 года, был передан нами в МВД РФ — не задержан никто. И где сработали эти «винторезы»?
Вот и получается, что Москву наводнили сотрудники чеченской милиции, снабженные спецпропусками и лицензией на убийства. Они прекрасно знают, что любое их преступление будет прикрыто их руководством, имеющим безраздельный кредит доверия Кремля. Они чувствуют себя здесь хозяевами, которым позволено устанавливать бандитские правила на дорогах столицы и в ее офисах. Они — неподсудные — полностью уверены, что не Россия в результате двух войн присоединила Чечню, а Чечня присоединила Россию. Они никого не боятся. Они чувствуют себя хозяевами положения, а всех нас считают своими заложниками. Они приезжают в столицу на «Мерседесах» с полными багажниками оружия, убивают своих врагов в центре города, похищают людей и отнимают чужой бизнес, расстреливают рейсовый автобус с пассажирами, который не уступил им дорогу, главный их аргумент — Стечкин.
«Новая газета»
18.01.2009