О возможных причинах покушения в Дубае на Героя России, бывшего командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева «Росбалту» рассказал политический обозреватель Орхан Джемаль.

- Орхан, согласно последним официальным данным, Сулим Ямадаев скорее мертв, чем жив.

- Да нет. Была информация о том, что он все-таки в госпитале. Вообще это не первый случай, когда за рубежом  погибают и страдают наши сограждане-чеченцы. Но тут, конечно, дело особое. Потому что речь идет все-таки о Герое России. Конечно, в конце прошлого года шла определенная травля, из-за которой Ямадаев был вынужден покинуть Россию, и это стало для него губительным. Пока он был здесь, его коллеги или бывшие коллеги хоть как-то худо-бедно обеспечивали его безопасность.

- Но он же при этом был в розыске?

- Да, его объявили в розыск, потом сняли розыск, потом снова объявили. При этом он долгое время находился в Москве, в общем-то, не скрываясь.

- То есть за него было кому заступиться?

- Скажем, последние сведения, добытые в рамках его уголовного дела, были переданы в военную прокуратуру, что многими истолковывалось как хороший знак. Потому что при передаче материалов остались в фокусе внимания не те многочисленные обвинения в его отношении, которые муссировались в последнее время в обществе и прессе, а какие-то непонятные дела шестилетней давности. В общем, ощущение было такое, что дело идет к закрытию. Тем не менее он начал опасаться здесь за свою жизнь. Но отъезд оказался не слишком надежной мерой защиты.

- Меньше года назад в центре Москвы застрелили Руслана Ямадаева. Можно ли уже говорить даже не о целенаправленном, а о показном истреблении членов их семьи?

- Не знаю, показном или нет. В любом случае убийство людей такого калибра не может остаться незамеченным. Но то, что Ямадаевых отстреливают целенаправленно, – это да. 

- Прошлым летом Сулим Ямадаев, который находится в розыске, въехал с батальоном «Восток» в Цхинвал. Но тогда это было самым «видным» местом на карте?

- Приказ он выполнял. Что бы там ни говорили, у него было подписано в Генштабе командировочное удостоверение. И все разговоры о том, что он туда приехал самостоятельно, по собственному почину, как частное лицо, довольно-таки странны. Люди с большезвездными погонами подписали документ, направлявий его в Цхинвал. Не похоже на то, чтобы он прятался. И потом: действия его и его подразделения в Южной Осетии и Горийском районе Грузии были, может быть, самыми эффективными из всех подразделений российской армии там.

- Прошлым летом ему рукоплескали, встречали как героя.

- Да, несмотря на то, что на него всегда выливалось очень много грязи, его обвиняли в различных преступлениях, парадоксальным образом он остался любимцем, очень популярным военным именно среди русских.

- Возможны ли какие-то громкие заявления со стороны того круга, в котором он был так популярен?

- Смешно, но он был популярен, во-первых, в национальной военной среде, а это не та среда, где возможны какие-то выступления. Эти люди сжимают кулаки в карманах, скрежещут зубами: «Какого черта?» И, как ни странно, он был популярен среди государственно-патриотически настроенной интеллигенции. А это тоже не та публика, которая раскачивает лодку.

- Орхан, спасибо большое за то, что уделили время и внимание.

- Пожалуйста. Ну вы не торопитесь там хоронить Ямадаева.

Беседовала Юля Болдырева

http://www.rosbalt.ru/2009/03/31/630288.html