3 апреля 2009 года 10:49 | Андрей Полунин
Сулима Ямадаева убили из русского пистолета
По данным источника в полиции Дубаи, найдено оружие преступления и даже сам преступник
Полиция арестовала в ОАЭ главного подозреваемого в покушении на бывшего командира батальона "Восток" Сулима Ямадаева, пишет арабская газета The National. Источник издания в полиции, подчеркнул, что Ямадаев в результате покушения был убит, а на месте преступления найден пистолет, предположительно, из России. Как заявил начальник дубайской полиции Дахи Халфан Тамим, расследование практически завершено, и его детали будут обнародованы в ближайшее время. Тамим также опроверг заявления семьи Ямадаева о том, что он выжил в результате покушения. "Никто не смог бы выжить, получив пулю в голову с близкого расстояния", - заявил он. Источники также опроверг предположения, что преступление было совершено на почве бытового конфликта Ямадаева с нетрезвыми российскими туристами. Полиция настаивает, что Ямадаев стал жертвой организованной преступной группировки. Что означает новый поворот дела, рассуждает заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Геннадий Гудков.
«СП»: – Геннадий Владимирович, ветеран спецслужб высказал нашему изданию версию, что федеральный центр разменял Сулима Ямадаева на снятие режима контртеррористической операции (КТО) в Чечне. Это похоже на правду?
– Я не знаю. Понимаете, сейчас очень много точек зрения. Причины этого преступления установит следствие. В печати появились сообщения, что и бытовая версия вовсю рассматривается. Сейчас говорить, кто и на кого что разменял, связано ли это с политикой – это напоминает мне гадание на кофейной гуще. Точно никто ничего не знает, но палитра мнений огромная, каждый пытается показаться самым умным. Я умным не пытаюсь показаться, я лучше дождусь результатов расследования.
«СП»: – Вы сами как считаете, убийство Ямадаева связано с политикой или нет?
– Я считаю, это возможно. Конечно, совпадения бывают, но чаще всего получается то, что было замышлено. Понятно, что в Чечне идет процесс, что снимать режим КТО надо не сразу, а очень постепенно и осторожно, потому что тот же Рамзан Кадыров – молодой президент, и может в чем-то ошибаться, что-то недооценивать. Это я совершенно точно понимаю. Очень похоже, конечно, на взаимосвязь. То, что в Чечне идет определенная нормализация обстановки – вне всякого сомнения. И убийство Сулима Ямадаева может осложнить ситуацию, может поставить вопрос о снятии или не снятии режима КТО, о выводе или не выводе войск, и так далее. Но я бы, повторяю, дождался окончания расследования. Тем более, расследование идет не у нас, элемент политической конъюнктуры, я надеюсь, исключен в значительно большей степени.
«СП»: – Есть мнение, что такое убийство – уровень работы спецслужб. А вы как считаете?
– Из того, что написала пресса, убийство было совершено в момент подхода к автомобилю, охрана не была вооруженной, насколько я понимаю, и не смогла оказать сопротивление. Честно говоря, я не вижу здесь зловещего почерка спецслужб. Но этот вопрос сейчас не так уж важен, сейчас главное – найти исполнителя, отсюда будет вытанцовываться вся ситуация.
«СП»: – Гейдар Джемаль высказал предположение, что убийство Ямадаева – продолжение истории с убийством в 2006 году в Катаре Зелимхана Яндарбиева, где исполнителями оказались двое офицеров ГРУ. Вы находите схожесть между этими преступлениями?
– Нет, это абсолютно разные по смыслу преступления, не связанные между собой. Если по Яндарбиеву есть хотя бы какая-то логика, то она совершенно не походит под случай Сулима Яндарбиева. Это преступления разной природы.
«СП»: – На ваш взгляд, Ямадаев скрывался в Дубаи, или просто там жил? Понятно, что на него в России было заведено уголовное дело, он уехал за границу. Но было ли это еще и бегством от угрозы чисто физического устранения?
– Думаю, он там жил, он считал, что находится в Дубаи в безопасности, к нему там не было претензий со стороны властей. Наверняка он предпринимал меры предосторожности, если была охрана. Но мне кажется, каких-то особых сер безопасности не было. Как я понимаю, в условиях существующего расклада сил он нашел место относительно безопасное, где можно было жить. Думаю, он пережидал сложные период, ждал, когда определятся иные вектора в политике, общественной жизни Чечни. Но это – всего лишь моя точка зрения.
«СП»: – Чем объяснить беспрецедентную разноголосицу, которая поступала из различных источников информации? Ведь дошло до анекдота, когда источник в Дубаи указал уже кладбище и номер могилы Сулима Ямадаева, и тут же выступил Иса Ямадаев с заявлением, что брат жив. А генконсул Красногор вообще оказывается не при делах – тела он не видел, ничего точно не знает. Это очень странная ситуация, вам не кажется?
– Да ничего в этом странного нет, на самом деле. Для клана Ямадаевых могут быть дальнейшие угрозы. В этих условиях они могут прибегать к определенной дезинформации, чтобы обеспечить безопасность других членов клана. Это понятно, с учетом трагедий, которые были в этой семье.
«СП»: – Как вы считаете, когда дело приобретет ясные очертания?
– Понятия не имею. Все зависит от расследования, даже от каких-то случайных совпадений – от удачи, от везения.
«СП»: – Клан Ямадаевых будет мстить? Это оскорбление для рода – убийство такого сорта?
– Это надо спросить у клана Ямадаевых.