Как стало известно "Ъ", экс-командир батальона "Восток" Герой России Сулим Ямадаев пытался объявить кровную месть президенту Чечни Рамзану Кадырову и его двоюродному брату депутату Госдумы Адаму Делимханову. Соблюдая требования адатов, он позвонил не им напрямую, а авторитетному религиозному деятелю из Гудермеса Нуриду-хаджи Кимаеву, однако тот отказался передать чеченским лидерам информацию о мести, сочтя ее источник недостоверным.

Как сообщил "Ъ" Иса Ямадаев, его брат Сулим, на которого 28 марта было совершено покушение в Дубае, практически оправился от полученных ранений и даже решил разобраться с теми, кого он считает виновными в организации нападений как на себя, так и на своего старшего брата Руслана Ямадаева (бывший депутат Госдумы Руслан Ямадаев, напомним, был застрелен в Москве 24 сентября 2008 года). "Полицейские, под охраной которых Сулим находится в дубайском госпитале, разрешают ему пользоваться только интернетом,— утверждает Иса Ямадаев.— На днях Сулим связался со мной по skype (система связи через интернет.— "Ъ") и сообщил, что через нашего соседа в Гудермесе, муллу местной мечети Нурида-хаджи Кимаева объявил кровную месть Рамзану Кадырову и Адаму Делимханову". По словам Исы Ямадаева, брат попросил муллу Кимаева, согласно адатам, передать информацию о мести старейшине рода Кадыровых, председателю совета улемов (религиозных учителей) Чечни Хож-Ахмеду Кадырову. Однако официально информация о мести до двоюродного брата экс-президента Чечни Ахмата Кадырова не дошла.

Как сообщил "Ъ" Нурид-хаджи Кимаев, действительно, пару дней назад (когда именно, пожилой чеченец уже не помнит) на его мобильный телефон поступил звонок от человека, представившегося Сулимом Ямадаевым. Звонивший, номер которого не определился, сообщил мулле, что объявляет кровную месть президенту Кадырову и депутату Делимханову. Религиозный деятель, по его словам, принять информацию и передать ее по инстанции категорически отказался. "С братьями Ямадаевыми мы жили по соседству, через улицу, и я хорошо знаю всю их семью,— сказал "Ъ" мулла Кимаев.— Однако Сулима я не видел и не слышал уже много лет, поэтому не могу быть уверен в том, что говорил именно с ним".

Кроме того, Нурид-хаджи Кимаев добавил, что даже если бы говорил лично с Сулимом Ямадаевым, то выполнять его просьбу все равно бы не стал, так как не хочет "участвовать в разборках".

Иса Ямадаев считает, что мулла наверняка узнал голос Сулима, но отказался выполнять его просьбу по другой причине. Дело в том, что семьи Ямадаевых и Кадыровых относятся к одному тейпу Беной и, несмотря на вражду, имеют общих дальних родственников, которые поддерживают между собой хорошие отношения. В случае объявления кровной вражды все эти связи должны быть прерваны, а против этого выступают старейшины Беноя.

Таким образом, процедура не была соблюдена, и кровная месть осталась официально необъявленной. На вопрос, как теперь братья собираются действовать, Иса Ямадаев сказал: "по закону". По его словам, он при любом раскладе не собирается ни в кого стрелять и будет добиваться официального наказания виновных в исполнении и организации убийства Руслана Ямадаева. Пока в этом преступлении только один обвиняемый — водитель машины, подвозивший киллеров, Элимпаша Хацуев. За покушение на Сулима Ямадаева, напомним, полицией Дубая в международный розыск через Интерпол объявлено несколько чеченцев, в том числе господин Хацуев и депутат Госдумы Адам Делимханов. Последний не раз называл "Ъ" подозрения в свой адрес абсолютно беспочвенными, считая, что в его преследовании заинтересованы "враги Чечни и России". Сам депутат Делимханов вчера не был доступен для комментариев. Один из его помощников сказал "Ъ", что господин Делимханов удивлен тем, что братья Ямадаевы "втянули в свои дела пожилого постороннего человека (муллу Кимаева.— "Ъ"), а не обратились лично" к депутату Госдумы или президенту Кадырову. В свою очередь, представители президента Чечни сообщили, что узнали об описываемых событиях от "Ъ" и сказать им по этому поводу пока нечего.

Сергей Ъ-Машкин

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1168678