С. БУНТМАН – У нас в гостях Руслан Ямадаев - депутат ГД, брат героя России Сулима Ямадаева, командира спецбатальона «Восток». Добрый день. Давайте сразу, вы сегодня говорили, что обвинения, которые выдвигаются против вашего брата, что они носят политический характер. Что снова всплыла эта история. И обвинения, которые против командира спецбатальона «Восток» выдвигаются, они носят политический характер. Почему вы думаете о политическом характере?

Р. ЯМАДАЕВ - Это уже видно даже невооруженным глазом. Вы подумайте сами, больше полгода назад был этот факт. И сейчас только 1 февраля дали обвинительное заявление против брата. И все это подняли сегодня, когда в Чечне идут перестановки и видны перспективы в завтрашнем дне. И сегодня это все подняли.

С. БУНТМАН – Откуда вы думаете, это исходит?

Р. ЯМАДАЕВ - Я думаю, что это третьи лица, которые хотят действительно нестабильности в Чечне и сломать ситуацию.

С. БУНТМАН – Ситуация, которая сейчас связана с перестановками, если будем называть вещи своими именами, укрепление власти в Чечне.

Р. ЯМАДАЕВ - Да.

С. БУНТМАН – Кто не заинтересован в укреплении власти?

Р. ЯМАДАЕВ - У нас много врагов. Вы же прекрасно знаете, прошли две большие войны, и есть обиженные, которые сидят и в России и за пределами России, которые спят и видят себя главными правящими в Чечне.

С. БУНТМАН – За пределами России очень с большим трудом верится, что могли воздействовать здесь на следствие.

Р. ЯМАДАЕВ - Нет, следствие идет своим ходом. А почему сегодня это выкидывается в СМИ? Кто стоит за ними? Сами подумайте, за пределами России сидят огромные силы, которые уехали из Чечни. Которые имеют большие деньги, большие связи. Это мы прекрасно помним, недалекие времена, когда Удугов возглавлял СМИ и как он работал. Вы же прекрасно помните.

С. БУНТМАН – Мы это прочитали не на известных сайтах, это сейчас идет еще и в России. Скажите, пожалуйста, высказал ли свою позицию уже Рамзан Кадыров, который сейчас исполняющий обязанности президента.

Р. ЯМАДАЕВ - Я не в курсе.

С. БУНТМАН – Знаете ли вы что-то о его позиции в этом деле?

Р. ЯМАДАЕВ - Конечно. Он с первого дня в курсе. Он знает. Я это прекрасно знаю. Так что тут я думаю, в ближайшее время все встанет на свои места. Это сегодня, зная трудное положение и перестановки в армии, это тоже влияет на это, там много факторов, которые действительно влияют на эту ситуацию. Я думаю, в ближайшее время успокоится. Так как там никакого такого преступления не было…

С. БУНТМАН – А что там было?

Р. ЯМАДАЕВ - Я вам могу сказать. Во-первых, брат Сулим Ямадаев, командир батальона «Восток» ездил в гости к сестре. И там чеченцы с 1992 года владеют мясокомбинатом, у них есть…

С. БУНТМАН – В Санкт-Петербурге вы имеете в виду.

Р. ЯМАДАЕВ - Да. Между собой имеют спор. И просто как уважаемого человека пригласили, переговорили. И абсолютно ничего такого серьезного там не было.

С. БУНТМАН – Там драки не было?

Р. ЯМАДАЕВ - Не было. Газеты пишут, что спецназ чеченский приехал в Питер, забрал мясокомбинат. А фактически этот мясокомбинат находится у чеченцев с 1992 года. И кого защищал Сулим Ямадаев, никто об этом не говорит.

О. ПАШИНА - То есть, как пишут газеты и интернет-издания, директора этого мясокомбината не пытали, не трогали.

Р. ЯМАДАЕВ - Да, абсолютно. Это доказано материалами дела, следователем. Была очная ставка. Ездил Сулим, мы работаем вместе с Арсамаковым. У нас нет друг к другу никаких претензий, это сто процентов. Так что тут просто общественность ввели в заблуждение некоторые политики.

О. ПАШИНА – А кому тогда выгодна такая дискредитация вашего брата?

Р. ЯМАДАЕВ - Во-первых, знают, что в Чечне имя Сулима знают давно, просто хотят очернить. Вот представьте себе, уберут сегодня Сулима, завтра второго, потом последнего, на это надеются наши «оппозиционеры».

С. БУНТМАН – Вот через некоторое время начнется, наверное, процедура. Рамзан Кадыров, исполняющий обязанности, начнется процедура согласно новым законам, выдвижение кандидатов на утверждение и это делается и с одобрения президента. Какое участие будет здесь и как вы как депутат ГД и какое участие ГД и законодательные органы Чеченской республики будут принимать в этом, как вы сейчас этот сценарий видите дальнейший?

Р. ЯМАДАЕВ - Во-первых, здесь я бы сказал, Рамзан Кадыров является членом генерального совета партии «Единая Россия» и он возглавляет там партию нашу «Единую Россию».

С. БУНТМАН – То есть его будет выдвигать партия.

Р. ЯМАДАЕВ - Да, так что тут я никаких вопросов не вижу. Он сто процентов у нас, большинство партии и в парламенте, большинство партии «Единая Россия». Так что никаких катаклизмов не будет. Сто процентов он пройдет.

С. БУНТМАН – Да, но выборы у нас все-таки или утверждение , не полагается им быть безальтернативными.

Р. ЯМАДАЕВ - Конечно. Альтернатива будет. Но я уверен, что мы выиграем. Что большинство будет за Рамзана Кадырова. И даже за последние полгода он доказал, что действительно он может управлять республикой. Это уже видно, восстановленные дороги, дома, больницы, школы. И даже об этом и наши враги, оппоненты сказали.

С. БУНТМАН – Насколько реально восстановить республику как это обещал Рамзан Кадыров к концу 2008 года? И из каких средств.

Р. ЯМАДАЕВ - Это реальный срок. Во-первых, у нас есть опыт. Я помню, 23 февраля выслали мой народ. И через 13 лет они вернулись на родину. На ровном месте построили самую цветущую республику, так что тут никаких проблем нет. Строительство у нас есть. У нас есть нефть, газ, земля очень богатая. Лишь бы работали, лишь не была война.

С. БУНТМАН – Еще с ресурсами. Недавно было предложение Рамзана Кадырова, буквально вчера оно было публично известно и обсуждалось, о нефтяных ресурсах. И оставление в республике доходов от продажи нефти, добытой в Чеченской республике. Насколько вы видите как представитель ЧР в ГД перспективности или рациональность этого предложения.

Р. ЯМАДАЕВ - Во-первых, я не специалист в нефтяной отрасли. Я знаю одно, чеченская нефть дает нам много денег, чем выделяет нам федеральный бюджет. Так что если бы оставили хоть на 5-10 лет, нам не говорили бы черная дыра, мы сами своими ресурсами природными восстановили бы республику.

С. БУНТМАН – И могли бы компенсировать в какой-то степени для себя, и эта нагрузка на федеральный бюджет могла бы быть уменьшена. И руководство Чеченской республики могло бы отказаться от части федеральных денег…

Р. ЯМАДАЕВ - Не только от части. Я думаю даже полностью.

С. БУНТМАН – Полностью. Пожалуйста, Оксана.

О. ПАШИНА – Я хотела бы уточнить, накануне была пресс-конференция Рамзана Кадырова, на которой он, тем не менее, сказал, что у него нет президентских амбиций, что он еще не адаптировался в роли президента, еще раз ответственно заявил, что президентом стать не готов. Так что же будет все-таки, если его кандидатуру выдвинут, несмотря на то, что не готов, он пойдет? И какие возможны еще кандидаты?

Р. ЯМАДАЕВ - Во-первых, это говорит о скромности Рамзана. Но он сделает то, что скажет команда, народ, он давно об этом сказал: я сделаю то, что скажет народ. Поэтому он послушает свою команду.

С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, если вернуться к вашему брату и к силовым подразделениям серьезным, которые существуют в Чечне, у нас остаются, может быть повисшими в воздухе очень многие дела, которые касаются и Бороздиновской и многих других и беженцев. Как эти проблемы решаются, и какова здесь роль силовых подразделений, формирований чеченских.

Р. ЯМАДАЕВ - Во-первых, многие проблемы уже решены. Но кто-то их выкатывает и снова вводит в заблуждение общественность. Многие проблемы решены и будут решаться. Это я уверен. Но я помню одну поговорку русскую: не копай яму другому, ибо сам туда попадешь. Сейчас копают под брата яму, я уверен, сейчас это те слышат, я даже их фамилии знаю. Я вообще их знаю. Я сегодня не буду озвучивать. Они сами попадут в эту же яму.

С. БУНТМАН – Это люди внутри Чеченской республики?

Р. ЯМАДАЕВ - Они внутри в Москве и за пределами. Я знаю эту команду. Эта команда всю жизнь нагревалась на чеченской крови, на чеченской и российской крови. И на солдатах, и мирных людях.

С. БУНТМАН – На всех событиях на войне. С одной стороны на войне, на зачистках, на сопротивлении.

Р. ЯМАДАЕВ - Во всем они выигрывали. Они всегда мутили. Я сегодня знаю одно, что в парламенте ЧР создана комиссия, которая расследует, кто привел чеченский народ к войне, кто что делал. В ближайшее время это будет опубликовано.

С. БУНТМАН – То есть вы думаете, что корни тех людей, которые сейчас предъявляют обвинения и как вы говорите, копают под вашего брата, ведь тогда чеченская война, особенно первая была во многом развязана из-за борьбы разных оппозиционных внутри Чечни сил. То есть это туда уходит еще?

Р. ЯМАДАЕВ - Во-первых, первая война не внутри Чечни была. Вы прекрасно знаете, что в то время творилось в России. И Чеченская республика отделилась во время Советского Союза, объявила о суверенитете во главе с Завгаевым. Не Дудаев объявил, а Завгаев объявил. И эти корни находились в федеральном центре. Слава богу, сегодня они не у руля, но пока они живы. И сегодня очень трудно это все расследовать. Но они сегодня тоже влияют на политику и в Чечне и в России. К сожалению.

С. БУНТМАН – Как вы думаете, это может быть расследовано или это невыгодно и федеральной власти?

Р. ЯМАДАЕВ - Сегодня это очень трудно расследовать. Хотя и федеральный центр и на местах в республике об этом знают и есть материалы. Но сегодня очень трудно это опубликовать и дать делу ход.

С. БУНТМАН – Слушатели пишут о том, что никогда федеральный бюджет не пойдет на свое сокращение ассигнований Чеченской республике. И не даст возможности ЧР самой зарабатывать на свое восстановление. Потому что это тоже ведь способ наживаться, я думаю, что не в Чечне одной. Здесь есть финансовые игры очень серьезные.

Р. ЯМАДАЕВ - Там есть, действительно так делали. Но сейчас не думаю, сейчас федеральный центр не тот, что был раньше. Здесь у власти тоже сильные личности. Я не думаю, что это пройдет. Раньше при Ельцине это действительно так и было. Мы сами там говорили, чтобы Садового кольца не уходили деньги дальше

С. БУНТМАН – Которые были ассигнованы Чечне?

Р. ЯМАДАЕВ - Да.

С. БУНТМАН – Еще возникает вопрос. Если Чечня будет самодостаточной во всяком случае в сырьевом отношении, то тогда будет больше возможностей для потенциальных сепаратистских настроений. Понимаете, при бедной Чеченской республике есть опасность, а дай бог, при богатой Чеченской республике…

О. ПАШИНА – Зачем Чечне Россия тогда?

С. БУНТМАН – Вот этого могут бояться.

Р. ЯМАДАЕВ - Этого бояться не надо. Чеченский народ свободно сделал свой выбор, я помню, когда мы проводили референдум, мы выходили в народ, в Ведено, мы спрашивали людей, показывали, вот новая Конституция, если проголосуете, - вот так будем жить, а если не проголосуете, будем жить как при Дудаеве, при Масхадове, грабить убивать, резать. Мы честно им говорили. Они сделали свой выбор. Поэтому никаких проблем там нет. Чечня это уже навеки с Россией. Это сто процентов. Я помню слова Геннадия Николаевича Трошева, он говорит: вы будете чеченцы еще воевать? Мы сидели, большой круг там генералы. Я говорю: будем воевать, если вы захотите отсоединиться от Чечни. Вот эти мои слова он помнит, наверное…

С. БУНТМАН – Если хотите отсоединиться от Чечни.

Р. ЯМАДАЕВ - Мы вместе вовеки веков.

С. БУНТМАН – Скажите, пожалуйста, как сейчас выстраиваются взаимоотношения с другими республиками и регионами Северного Кавказа, если можно так сказать, по горизонтали, потому что последнее время были значительные трения и связанные кстати с силовыми подразделениями Чеченской республики.

Р. ЯМАДАЕВ - Над этим работает ЮФО во главе с Дмитрием Козаком. Сегодня у нас часто встречаются главы республик Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии. Мы работаем, вместе выходим. Я не думаю, что у нас будут противоречия, как в начале бывали разные МВД, ФСБ, разные подразделения где-то работали, были непонятки. Но это все ушло в прошлое. Сейчас есть сильное взаимодействие. Благодаря ЮФО и Дмитрию Козаку.

С. БУНТМАН – Владислав спрашивает: если есть подозрения по поводу распределения финансов, почему вы не хотите назвать фамилии тех людей, которые мешают и которые, по вашему мнению, сеют смуту в Чеченской республике?

Р. ЯМАДАЕВ - Сегодня это было бы громогласное заявление, если бы я назвал фамилии, еще не доведено дело до конца. Надо чуть-чуть времени. И я вам отвечаю, все точки будут поставлены над «и».

С. БУНТМАН – То есть, нужны и материалы и доказательства?

Р. ЯМАДАЕВ - Да, у нас есть материалы, мы над этим работаем и днем и ночью, и есть фамилии, есть, кто спонсировал боевиков. Кто потом списывал деньги, через какие банки уходили эти деньги, где оставался… Это все у нас есть, но сегодня это все не окончено. И пока я как депутат не могу даже назвать фамилии.

С. БУНТМАН – Но в какой-то момент вы думаете, это можно будет сделать?

Р. ЯМАДАЕВ - Обязательно. Это наша мечта довести дело до конца.

С. БУНТМАН – Вы знаете, у меня такой вопрос, который меня всегда очень интересует. Сейчас снимается масса фильмов, пишутся книги и уже о войне, чеченских обеих войнах. Много говорят и показывают по телевидению. Вы наблюдаете за тем, как в России в центре, в Москве, в других российских регионах воспринимают и Чеченскую республику и чеченцев, войну и так далее? Вам чего-то хотелось бы другого или вы удовлетворены тем, что происходит?

Р. ЯМАДАЕВ - Нет, я не удовлетворен крайне.

С. БУНТМАН – Что вам не нравится больше всего?

Р. ЯМАДАЕВ - Мне не нравится, когда пара десантников, пара солдат убивают целое чеченское спецподразделение. Это все вранье. Мы должны были показать другое. Сегодня бок о бок воюющего с терроризмом русского солдата и чеченца. Мы должны были это показать. А, к сожалению, мы показываем совсем другое. Чеченец как он режет какую-то старушку, или грабит кого-то. Потом какой-то спецназовец освобождает. Это все вранье. Это неправда. Мы должны сегодня показать дружбу, как вместе бог о бок воюет русский солдат и чеченец.

С. БУНТМАН – Всю сложность, здесь и так. И с другой стороны. И на этой стороне. Все сложнее.

Р. ЯМАДАЕВ - Да, мы все равно россияне. Я хочу привести один пример. Был полковник Вадим Посадский. Он погиб, к сожалению, спасая чеченскую семью. Он один был русский из спецподразделения, взвод был солдат наших чеченцев с батальона «Восток». Он сам погиб и спас детей. Вот такие примеры надо показывать. А не то, что там противопоставлять. Нам же все равно жить вместе. Никуда мы не денемся. Ни чеченцы, ни русские, ни другие национальности. Мы обречены жить вместе. Это РФ. Наша сила в многонациональности.

С. БУНТМАН – И смотреть в будущее. Спасибо большое. Только держите нас в курсе, пожалуйста. У нас в гостях был Руслан Ямадаев, депутат ГД. Мы будем обращаться, когда или какие-то новые события или перспективы или решения будут.

Р. ЯМАДАЕВ - Спасибо.

С. БУНТМАН – Всего вам доброго.

http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/49762/