«Коммерсантъ» № 99 (4399) от 04.06.2010
Мособлсуд вчера приговорил к 8,5 годам колонии 24-летнего жителя Чечни Хаважи Юсупова. Он несколько лет охранял представителя авторитетной и оппозиционной к действующей в Чечне власти семьи Ису Ямадаева, а прошлым летом попытался его застрелить. Потерпевший заявил, что уже простил осужденного, но будет добиваться привлечения к ответственности заказчиков преступления
Вчерашнее заседание Мособлсуда заняло всего несколько минут, которые понадобились судье Светлане Старцевой, чтобы зачитать резолютивную часть приговора. Госпожа Старцева сообщила, что признает подсудимого Юсупова виновным в хранении оружия и попытке убийства (ст. 222, ст. 30 и ст. 105 УК РФ) и приговаривает его за эти преступления к 8,5 годам колонии строгого режима. Приехавший на заседание Иса Ямадаев и Хаважи Юсупов отреагировали на судебное решение спокойно.
Защитник осужденного Сергей Говряков после процесса заявил "Ъ", что уже тот факт, что судья на полтора года сократил его доверителю запрошенный прокурором срок, можно расценивать как победу. "Хаважи признал свою вину, поэтому оспаривать его причастность к преступлению просто не имело смысла,— пояснил адвокат.— Кроме того, не в нашу пользу оказалась непогашенная судимость моего доверителя (Хаважи Юсупов получил срок за участие в незаконных вооруженных формированиях в Чечне, освободившись условно-досрочно.— "Ъ").
По словам защитника, добиться небольшого снисхождения удалось благодаря некоторым приведенным защитой смягчающим обстоятельствам: суд, например, учел тяжелое заболевание матери Хаважи Юсупова и сложное материальное положение его семьи, в которой осужденный был единственным кормильцем. Помог подсудимому и потерпевший Ямадаев, который, как полагает адвокат Говряков, повел себя "благородно и по-мужски". "Иса Ямадаев в самом начале процесса заявил, что отказывается от претензий к подсудимому,— рассказал защитник.— В дальнейшем они проявляли друг к другу вполне доброжелательное отношение: здоровались на чеченском, обменивались репликами. Несколько раз потерпевший через меня передавал моему клиенту в СИЗО продукты, а однажды даже привез ему кроссовки, куртку и джинсы. Хаважи из небогатой семьи, поддержать его фактически больше некому".
Как рассказал адвокат Говряков, сегодня он встретится с осужденным, и если тот будет настаивать, напишет кассационную жалобу на приговор. При этом защитник пообещал предупредить своего клиента, что, по его мнению, эта процедура нежелательна. "Ведь Верховный суд может не скостить, а увеличить срок, как того требовало обвинение",— пояснил защитник.
Не станет настаивать на пересмотре приговора и Иса Ямадаев. "Я прекрасно понимаю, что Хаважи пошел на это преступление не из-за денег и не потому, что желал мне зла,— пояснил "Ъ" потерпевший.— Просто заказчик и организатор поставили его в такие условия, что у него не оставалось другого выхода". По словам господина Ямадаева, знакомого с материалами следствия, совершая преступление, обвиненный явно действовал в состоянии тяжелого нервного стресса: он долго молился перед акцией, у него дрожали руки, а уже стреляя в своего нанимателя, Хаважи Юсупов целился не в голову или грудь, а в плечо жертвы, боясь нанести ей смертельные ранения. "По моему мнению, дали ему много,— полагает господин Ямадаев.— Лет пять было бы вполне достаточно".
Покушение было совершено 28 июля прошлого года. В этот день Иса Ямадаев, проживающий в большой квартире в подмосковном Одинцово, выделенной семье Минобороны за заслуги в борьбе с терроризмом в Чечне, пригласил к себе на обед Хаважа Юсупова, занимавшего вместе с другими охранниками семьи соседнюю квартиру. Едва оказавшись в коридоре, говорится в деле, телохранитель выхватил из-за пояса автоматический пистолет для бесшумной стрельбы ПСС и трижды выстрелил в спину своего нанимателя. Произведенные в упор из суперсовременного оружия армейского спецназа выстрелы, к удивлению киллера, не причинили жертве вреда, а продолжить огонь ему не дали выскочившие из комнат оперативники. Как выяснилось, Иса Ямадаев узнал о готовящемся преступлении за три недели до его совершения, и вся подготовка к покушению проходила под контролем сыщиков. Они прослушивали переговоры, ведущиеся в автомобиле охранников Исы Ямадаева, а в подходящий момент негласно побывали в их квартире. В вещах охранника Юсупова был обнаружен спецназовский ПСС с прикрепленной к оружию табличкой с гравировкой: "Дорогому брату Исе от брата Сулима". По мнению Исы Ямадаева, заказчик намеренно передал киллеру "именной" пистолет, чтобы списать затем убийство на семейные разборки. Поскольку патроны ПСС имеют довольно сложную форму — пуля в них полностью скрыта в так называемой бутылочной гильзе для обеспечения бесшумности стрельбы, киллер не заметил, что оперативники подменили боевую обойму комплектом с холостыми патронами.
Вскоре после задержания киллер, как утверждает Иса Ямадаев, под протокол и видеозапись признался, что якобы убийство заказал ему президент Чечни Рамзан Кадыров, пообещав в противном случае убить Хаважа Юсупова и всю его семью. Посредником якобы выступил бывший полевой командир, ныне советник главы Чечни Шаа Турлаев, в отряде которого некоторое время состоял будущий киллер. Видеозапись благодаря потерпевшему Ямадаеву попала в СМИ, однако участники процесса отнеслись к ней скептически. "Я присутствовал на всех допросах моего клиента, включая первые следственные действия после его задержания,— пояснил "Ъ" адвокат Говряков.— Могу точно сказать, что ничего подобного он не говорил и в деле таких показаний нет".
Не верят в причастность президента Чечни к этому преступлению и его подчиненные, выразившие убеждение в том, что вся история с покушением была инсценирована Исой Ямадаевым, давно конфликтующим с чеченскими властями. "Сам Иса Ямадаев, располагающий серьезным компроматом на своего охранника, и заставил его принять участие в своем спектакле",— объяснил "Ъ" один из близких к чеченскому президенту людей. Официальной реакции чеченских властей на решение суда пока не последовало.
Между тем уголовное дело в отношении неизвестных пока заказчика и организатора этого преступления, как было заявлено в суде, выделено в отдельное производство. Иса Ямадаев сообщил "Ъ", что будет добиваться привлечения этих людей к уголовной ответственности. На заседание потерпевший пришел в сопровождении нескольких автоматчиков — после покушения ему выделена государственная охрана — и заросший густой окладистой бородой. По чеченским обычаям, как объяснил "Ъ" господин Ямадаев, мужчина, не отомстивший своим врагам, не бреет бороду до тех пор, пока не рассчитается с обидчиками. "Я цивилизованный человек,— отметил господин Ямадаев,— и стрелять ни в кого не собираюсь. А бороду сбрею, когда увижу заказчиков в этой клетке". Напомним, что авторитетная чеченская семья Ямадаевых в последние годы понесла тяжелые потери — от пуль киллеров сначала погиб в Москве старший из братьев, экс-депутат Госдумы Руслан Ямадаев; затем, уже в Дубае, был расстрелян другой брат Исы Ямадаева Сулим, командовавший чеченским спецбатальоном ГРУ "Восток" (впрочем, по утверждению Исы Ямадаева, Сулим спасся и находится на лечении).
Сергей Машкин