// Дело в отношении неустановленного заказчика — в отдельном производстве
Газета «Коммерсантъ» № 105 (4405) от 16.06.2010
Генпрокуратура передала в Мосгорсуд уголовное дело трех предполагаемых киллеров, расстрелявших, по версии следствия, экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева и тяжело ранивших главу Конверс-банка Александра Антонова. Заказчик обоих преступлений следствием не установлен, его уголовное дело выделено в отдельное производство, поэтому интереса к предстоящему процессу не проявили даже представители потерпевших.
Заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение следственного комитета при прокуратуре РФ в отношении предполагаемых убийц, после чего уголовное дело поступило для рассмотрения в Мосгорсуд. Судье, который примет рассмотрение этого дела к своему производству, потребуется несколько дней для ознакомления с материалами, после чего будет названа дата первого слушания.
Перед судом предстанут только предполагаемые исполнители совершенного убийства и покушений — молодые неработающие и малоизвестные чеченцы Асланбек Дадаев, Элимпаша Хацуев и Тимур Исаев. По версии следствия, 24 сентября 2009 года обвиняемые Дадаев и Хацуев на Смоленской набережной в Москве обстреляли автомобиль экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева, убив при этом самого политика и тяжело ранив его пассажира, отставного генерала Минобороны и экс-коменданта Чечни Сергея Кизюна. Киллер Дадаев, как утверждает следствие, 16 раз выстрелил из пистолета-пулемета через приоткрытое стекло бронированного Mercedes 600, а водитель Хацуев подвез его до места преступления на своем автомобиле и помог затем скрыться.
11 марта 2009 года, как сказано в обвинительном заключении, члены этой же группы устроили засаду на председателя правления Конверс-банка Александра Антонова, подкараулив его возле офиса. На этот раз в роли киллера выступил Тимур Исаев — он выстрелил по выходящему из банка бизнесмену 18 раз, нанеся ему тяжелейшие ранения. Банкир, проходивший курс лечения в Лондоне, до сих пор не может восстановить здоровье. Подвозил и увозил киллера Исаева с места преступления, как считает следствие, Асланбек Дадаев.
Все три исполнителя были установлены и задержаны вскоре после сентябрьского покушения на Смоленской набережной. Найти их оказалось несложно, поскольку молодые люди, употреблявшие наркотики, плохо позаботились о сокрытии улик — они, например, обсуждали предстоящие акции по собственным мобильным телефонам. Господам Дадаеву и Хацуеву в итоге предъявили обвинения в убийстве по найму и покушении на убийство, а господину Исаеву — только в покушении на убийство.
Следует отметить, что представители Руслана Ямадаева и сам Александр Антонов на допросах высказывали следствию свои предположения относительно заказчиков обоих покушений. Во всяком случае, потерпевшие говорили, с кем они конфликтовали незадолго до нападений и кто угрожал им. В одном случае конфликт имел политический характер, а в другом — финансовый. Однако заказчик в материалах следствия фигурирует как неустановленное лицо, а уголовное дело в его отношении было выделено в отдельное производство. Таким образом, на предстоящем процессе роль заказчика вообще исследоваться не будет.
Возможно, по этой причине и интерес к слушаниям по двум громким, казалось бы, уголовным делам невелик. Во всяком случае, даже представители потерпевших высказывались по этому поводу довольно сдержанно, давая понять, что они рассчитывают в основном на высший суд, а не на земное правосудие. "Я не верю, что следствие даже в рамках выделенного дела будет привлекать к ответственности заказчика убийства,— сказал "Ъ" брат погибшего Руслана Ямадаева Иса.— Но Бог его точно покарает". Примерно в том же духе высказался вице-президент Конверс-банка Виктор Ямпольский: "Хорошо, что дело в отношении неустановленного заказчика вообще возбудили".
Сергей Машкин