24.08.2010 11:00:00 |
Cегодня Сулим Ямадаев был похоронен в Дубае, об этом заявил его брат Иса. Еще вчера была информация о том, что похороны состоятся в Гудермесе, но, по словам Исы, семья покойного сейчас проживает в ОАЭ, и она захотела, чтобы бывший командир батальона «Восток» был погребен именно там. 
Впрочем, полиция Дубая и представители российского консульства в ОАЭ все еще утверждают, что Сулим Ямадаев был убит в этом эмирате еще в марте прошлого года и уже тогда был похоронен на дубайском кладбище. Более того, в прессе публиковались даже фотографии его могилы. 
Однако почти полтора года Иса Ямадаев утверждал, что официальные сообщения – лишь уловка следствия, которое скрывает правду, чтобы найти преступников. По словам Исы, его старший брат выжил, хотя и находился в тяжелом состоянии. Начиная с марта 2009 года фигура Сулима Ямадаева обросла слухами. Так, в интернете появился даже ролик, якобы записанный поправившимся Сулимом. Также осуществлялись вбросы о том, что Сулим якобы перебрался в Лондон, где пытается наладить контакт с обитающими там российскими эмигрантами. Впрочем, источники, близкие к семье Ямадаевых, эту информацию опровергали. Их версии, правда, тоже разнились. Один источник Newsweek, утверждал, что Сулим Ямадаев жив, однако находится в вегетативном состоянии и его жизнь поддерживается лишь аппаратами. Общаться он не может в принципе, так как в результате покушения у него серьезно повреждено лицо.
Однако другой источник, близко знакомый с Исой Ямадаевым, утверждает, что с самого начала было ясно, что Сулим действительно убит еще в марте – а утверждения о том, что он жив, имеют лишь символическое значение. Они нужны, чтобы сплотить вокруг Ямадаевых оставшуюся оппозицию Рамзану Кадырову – в том числе среди федеральных чиновников.
По словам этого источника, изменить линию поведения Ису Ямадаева убедил лично Рамзан Кадыров. Несколько недель назад он якобы позвонил Исе и поклялся, что он не отдавал приказ об убийстве старших братьев Ямадаевых, Сулима и Руслана. Кроме того, как заявил в понедельник Иса, Кадыров навестил мать Ямадаевых.
Именно после этого Иса и решился на мировую с давним врагом, которого он обвинял в убийстве братьев и организации покушения на самого себя. Впрочем, окончена ли кровная вражда между Ямадаевыми и Кадыровым, или же у этой истории будут новые жертвы, пока неясно.

Орхан Джемаль: "Несколько слов, сказанных в присутствии муллы, означают, что ситуация принципиально поменялась" 

Первая новость о примирении Исы Ямадаева и Рамзана Кадырова меня, честно говоря, поразила, в отличие от второй — о том, что после примирения старшего брата Исы, экс-командира батальона "Восток", отключили от аппарата искусственного дыхания после чего наступила его физическая смерть. 
Игры в то, что расстрелянный в Дубае Герой России вот-вот поправится и задаст всем своим противникам перцу, закончились еще в конце 2009 года. Когда весной этого года в СМИ попали якобы свежие фотографии Сулима, слушающего в наушниках плеер на больничной койке, его брат в частных беседах говорил, что вброс фото сделал не он. Правда, он подчеркивал, что Сулим все еще жив, но в таком состоянии, что рассчитывать на встречу с ним в обозримом будущем не стоит. К этому времени ситуация вокруг Сулима обросла такими слухами, что верить или не верить в это было бессмысленно.
Сулим Ямадаев уже превратился просто в символ. Он был одним из самых эффективных борцов с чеченским подпольем, но не символом антитеррора. Он покрыл себя славой в Южной Осетии, но символом победы над Грузией он тоже не стал. Он стал символом противостояния всемогущему чеченскому президенту Рамзану Кадырову. Пока говорилось, что он жив, это значило, что у противников Кадырова было хорошо знакомое человеческое лицо, они были персонифицированы. Теперь, когда сказано, что он мертв, тех, кто против, не осталось. Альтернативой Кадырову теперь является лишь вооруженное подполье. 
Отключение Сулима Ямадаева от аппарата и заявление его семьи о похоронах в Дубае были бы невозможными без примирения с Кадыровыми: нет противостояния, значит, и символ уже не нужен. Но как быть с тем, что близкие к Кадырову люди оказались под подозрением и в организации дубайского покушения, и к убийству на Смоленской набережной еще одного члена этой семьи, тоже Героя России, экс-депутата Руслана Ямадаева, и к попытке убийства самого Исы, когда несостоявшийся убийца на допросах давал показания, что был послан лично Рамзаном Кадыровым? Что, теперь все это будет объявлено неправдой? Ведь это не личное дело семьи, это преступления, которыми занимались обычные следователи МВД, по сути — государственные чиновники. Это означает, что у государства были вопросы к Кадырову и его ближнему кругу, пусть и не высказываемые вслух.
Самое удивительное, что никто и никогда не скажет: «нет, все это было не так, а на самом деле произошло вот что»… Просто все это перестало быть актуальным. Почему? Так ведь примирились же. Примирение — тоже символ. Чеченский символ. Несколько слов, сказанных в присутствии муллы, означают, что ситуация принципиально поменялась. Государство у нас, конечно, не чеченцы, но чеченцы уже сумели научить всех считаться со своими адатами — и даже жить по ним.

http://www.runewsweek.ru/country/36016/