Ольга Мефодьева 26.08.2010
Удар по имиджу и заставил вмешаться Кремль в ситуацию, после чего стало возможно примирение Кадырова с Ямадаевым
Вчера президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров с рядом приближенных к нему политиков пришел на поминки по экс-командиру батальона «Восток» Сулиму Ямадаеву в село Гудермес. По официальному заявлению Исы Ямадаева, который долго утверждал, что после покушения в марте 2009 года его брат остался жив, 22 августа Сулима отключили от аппаратов искусственного жизнеобеспечения. Одновременно долго враждовавшие кланы Ямадаевых и Кадыровых решили помириться, очевидно, не без участия Кремля. В любом случае решающую роль в перемирии или окончательном мире (это покажет время) сыграли братья Ямадаевы, которые целый год всевозможными способами пытались обратить внимание российской власти на возникшие проблемы с Кадыровым.
О том, что семья Кадыровых помирилась с семьей Ямадаевых стало известно 22 августа после встречи Исы Ямадаева с Рамзаном Кадыровым. Тогда прибывший в Чечню Иса рассказал о том, что старейшины обратились к Кадырову с просьбой принять представителя клана Ямадаевых: «Они обратились к президенту Чечни с просьбой принять нас, на что Рамзан Ахматович в знак уважения к старейшинам дал свое согласие». Как проходила встреча и что там обсуждали представили ожесточенно враждующих кланов, пожалуй, никогда не удастся выяснить. Однако в итоге Кадыров и Ямадаев объявили о примирении, а Иса пояснил, что буквально на днях родственники приняли решение отключить находящегося в коме Сулима Ямадаева от аппаратов искусственного жизнеобеспечения. И вроде бы так эта длинная и полная страстей глава чеченской истории завершилась…
Не менее важен здесь вопрос, с чего же эта глава началась. По официальной версии, к вражде Кадырова с Ямадаевыми привело то, что в апреле 2008 года автомобиль, в котором находился младший Батруди Ямадаев, не уступил дорогу то ли кортежу самого Кадырова, то ли его охране – здесь версии расходятся. Дальше в ход пошел горячий кавказский темперамент, за которым последовала обида и стремление Кадырова показать, кто в республике главный. Однако даже если делать скидку на культурные особенности, с трудом вериться, что потасовка на дороге имела столь серьезные последствия. На деле напряженные отношения Кадыровых и Ямадаевых возникли сразу после второй чеченской кампании. Их семьи первыми согласились сотрудничать с федеральными властями, Кадыровы – во главе с Ахаматом - оказывали «экспертную» поддержку Кремлю, Ямадаевы – будучи ранее в составе незаконных вооруженных формирований - без боя сдавали целые села и оказывали содействие в военных операциях. Федеральный центр с самого начала сделал ставку на клан Кадыровых по совершенно понятным причинным: Ахмат Кадыров предложил Кремлю конкретный проект по стабилизации Чечни посредством актуализации национальных ценностей под эгидой местной власти. Однако от Ямадаевых тоже не отказывались, Руслану и Сулиму Ямадаевым было присуждено звание Героя России. С течением времени проект Кадыровых по стабилизации Чечни под своим началом и при обширной экономической поддержке федерального центра начал приносить результаты, ставший президентом Рамзан Кадыров смог добиться эксклюзивного отношения российского руководства. И, естественно, наличие сильного и независимого клана Ямадаевых никак не устраивало амбициозного лидера республика. Постепенно их начали выживать из Чечни, при этом федеральный центр оказывал всяческое содействие – Батруди Ямадаева по какому-то уголовному делу объявили в розыск, Руслана Ямадаева, имевшего хорошие связи в силовых структурах, отправили в Москву «депутатом Госдумы», Сулима Ямадаева отправили в отставку, а батальон «Восток» переподчинили лично Кадырову.
Что же в конечном счете? В октябре 2008 года прямо возле Белого дома и средь бела дня был застрелен Руслан, в марте 2009 года в Дубае был застрелен Сулим, летом 2009 года в Москве было совершено покушение на Ису. Все это время Иса Ямадаев не скрывал от общественности, что главным подозреваемым во всех этих преступлениях считает Рамзана Кадырова. С подобными заявлениями самого старшего из оставшихся в живых Ямадаевых косвенно перекликалось и расследование дубайской полиции, которая в качестве подозреваемых в убийстве Сулима назвала конюха Кадырова, одного таджикского бизнесмена и депутата Госдумы, ближайшего соратника чеченского президента Адама Делимханова, разыскиваемого ныне в Объединенных Арабских Эмиратах. Исе Ямадаеву полтора года удавалось поддерживать внимание СМИ к проблемным отношениям его клана с Кадыровым, он записывал свидетельства наемного киллера, который рассказывал о связи чеченского лидера с убийствами, он обращался в прокуратуру и давал интервью зарубежным изданиям, среди которых значатся такие авторитетные как The Time. Все эти информационные поводы в контексте расследований австрийской полиции о причастности Кадырова к убийству одного чеченца в Вене уже были мало похожи на междоусобную войну двух чеченских кланов и вновь актуализировали вопрос – «а что за практики там у вас в Чечне используются, а?».
Судя по всему, удар по имиджу и заставил вмешаться Кремль в ситуацию, после чего стало возможно примирение Кадырова с Ямадаевым. В итоге Рамзан Кадыров, депутат Госдумы Адам Делимханов, председатель совета алимов Чеченской Республики Хож-Ахмед Кадыров посетили поминки по Сулиму Ямадаеву. Чудесное примирение или перемирие – это зависит от того, как будут выполняться сторонами обязательства, которые, конечно же, были приняты. Но важно здесь другое: какие уроки вынес для себя федеральный центр? Ведь во многом данная ситуация стала возможной, потому что Кремль не так понял свои арбитражные функции и идею о влиянии на человека абсолютной власти…