Вынесен приговор исполнителям убийства Руслана Ямадаева
19.10.2010
Мосгорсуд вчера огласил приговор по делу о двух громких преступлениях -- убийстве в сентябре 2008 года в центре Москвы экс-депутата Госдумы РФ, Героя России Руслана Ямадаева и покушении в марте 2009 года на главу Конверсбанка Александра Антонова. Все трое подсудимых -- уроженцы Чечни Асланбек Дадаев, Элимпаша Хацуев и Тимур Исаев -- были признаны виновными по обоим пунктам обвинения и приговорены к срокам от 14 до 20 лет колонии строгого режима.
Однако на главный вопрос -- кто стоял за этими преступлениями -- ответа до сих пор нет. Суд признал, что осужденные являлись только исполнителями. Заказчик же обоих покушений пока считается неустановленным, в отношении него материалы выделены в отдельное производство, и расследование продолжается. Между тем на взгляд стороннего наблюдателя из текста оглашенного вчера приговора можно сделать вывод, что для его поиска у следствия зацепки есть -- имя возможного заказчика неоднократно упоминалось в материалах следствия.
Потерпевший по эпизоду об убийстве Руслана Ямадаева -- его младший брат Иса -- приговором остался недоволен. Он уверен, что обвиняемые заслуживают пожизненного заключения. Тем не менее он прокомментировал приговор крайне скупо. После состоявшегося недавно публичного примирения с главой Чечни Рамзаном Кадыровым Иса Ямадаев вообще старается поменьше общаться с прессой и обсуждать вопрос о возможных заказчиках убийства брата. Ранее он неоднократно публично обвинял г-на Кадырова в причастности к организации убийства Руслана, а также называл его заказчиком убийства в марте 2009 года другого брата, Сулима Ямадаева, и организации покушения на него самого в июле того же года. Одно из последних таких заявлений он сделал в июле этого года, давая показания в Мосгорсуде в рамках завершившегося процесса.
Как следует из приговора, «не позднее 19 сентября 2008 года неустановленные лица предложили Дадаеву и Хацуеву убить Руслана Ямадаева, на что они дали свое согласие». Общее руководство подготовкой покушения, по версии следствия, осуществлял безработный Дадаев, который вместе с безработным и ранее судимым Хацуевым организовал за жертвой слежку и «в неустановленном месте раздобыл оружие». 24 сентября 2008 года подозреваемые на машине BMW 525i некоторое время следили за бронированным автомобилем Mercedes SL-600 г-на Ямадаева и в районе Смоленской набережной, когда его машина остановилась на светофоре, решили действовать. «Воспользовавшись ситуацией, когда Кизюн (бывший военный комендант Чечни, находившийся в машине Руслана Ямадаева. -- Ред.), опустил боковое стекло, Дадаев выскочил из машины и произвел 16 выстрелов в салон из неустановленного оружия калибра 9 мм», -- говорится в обвинительном заключении. Получив множественные ранения, Руслан Ямадаев скончался на месте, а г-н Кизюн в тяжелом состоянии был госпитализирован. Преступникам удалось скрыться.
Раскрыть убийство сыщикам удалось фактически случайно -- спустя полгода после убийства объявился очевидец преступления, который частично запомнил номер машины преступников. Оперативники установили, что данная комбинация цифр соответствует номеру BMW 525i, зарегистрированному на женщину, проживающую в районе Новокосино. Выяснилось, что ее сожителем был Хацуев, который купил автомобиль в 2007 году и зарегистрировал на подругу. После этого сыщикам не составило труда выйти на остальных членов группировки, и в апреле 2009 года они были задержаны. При этом выяснилось, что они успели поучаствовать еще в одном преступлении.
Покушение на главу Конверсбанка Александра Антонова было совершено по похожему сценарию. По данным следствия, изучив распорядок дня свой жертвы, преступники утром 11 марта 2009 года устроили засаду около его дома на улице Расплетина. Дождавшись, когда банкир выйдет из подъезда, находившийся за рулем Дадаев подъехал на автомашине ВАЗ-2109 к подъезду, а Тимур Исаев из «неустановленного оружия произвел в него не менее 18 выстрелов». В результате покушения г-н Антонов был тяжело ранен, но выжил. Его охранник Александр Комаров также был ранен.
Судья Дмитрий Монекин зачитывал приговор около двух часов. Он перечислил все обстоятельства преступлений, огласил показания всех фигурантов дела и доказательства, представленные обеими сторонами. В частности, он сообщил, что преступления были совершены по найму, однако имена заказчиков, сумма гонорара и даже марка оружия следствием пока не установлены. Кратко оглашая суть показаний, данных на предварительном следствии Исой Ямадаевым, г-н Монекин заявил: «Смерть брата он связывает с конфликтом, который был у его брата Сулима». С кем именно и почему был конфликт, судья не пояснил.
Между тем на заседании 8 июля г-н Ямадаев был вполне конкретен: «В прошлом году на меня покушался мой охранник Хаваж Юсупов, и, когда его задержали, он рассказал, что меня заказал Кадыров. Кроме того, он сообщил, что и моих братьев Руслана и Сулима также заказал президент Чечни, о чем он сам же Юсупову и рассказал. Мой бывший охранник подробно пересказал, что именно и как говорил Кадыров. Я хорошо знаю Рамзана, знаю его манеру выражаться, то, как он говорит, и я безоговорочно доверяю показаниям Юсупова. По этому поводу я обращался в Генпрокуратуру, но в ответ тишина».
По эпизоду с покушением на г-на Антонова в приговоре имен заказчиков также названо не было. «Антонов в своих показаниях заявлял, что получал угрозы от людей, приближенных к руководству Чечни», -- зачитал судья Монекин. Как указано в приговоре, незадолго до покушения некий человек по имени Адам в резкой форме требовал с банкира 106 млн долл. Между тем известно, что еще до покушения г-н Антонов направлял в Генпрокуратуру обращения, в которых сообщал, что получает угрозы от депутата Госдумы РФ Адама Делимханова, который является двоюродным братом и ближайшим соратником г-на Кадырова. По данным СМИ, незадолго до покушения г-н Антонов, часть бизнеса которого велась через банки в Чечне, встречался с чеченскими бизнесменами, которые заявляли, что банкир им якобы должен порядка 50 млн долл. и что в случае неуплаты сумма может вырасти вдвое. В этой встрече, как сообщалось, якобы участвовал и г-н Делимханов.
Причем при оглашении других материалов дела имя предлагаемого заказчика также упоминалось не раз. В частности, г-н Монекин огласил выводы лингвистической экспертизы, которая была сделана на основании телефонного разговора Элимпаши Хацуева с его племянником Даудом, который, исходя из контекста беседы, к тому времени находился в розыске. Суть разговора, согласно выводу эксперта, сводилась к тому, что Хацуев оказал серьезную услугу некоему Рамзану и теперь через него обещает родственнику «решить вопрос» с его розыском. «Человек по имени Рамзан из села Хоси-Юрт проживает или имеет отношение к Чечне и обладает значительно большим влиянием, нежели Хацуев», -- процитировал выводы эксперта судья. Между тем известно, что Хоси-Юрт, или, как его часто называют, Центорой, является родным селом главы Чечни Рамзана Кадырова.
Судья подробно остановился на доказательствах вины троих подсудимых, которая, по его мнению, подтверждается показаниями г-на Кизюна и г-на Комарова, опознавших участвовавшего в обоих преступлениях Дадаева, а также Исаева. В основу приговора также легли материалы лингвистической экспертизы и данные билинга мобильных телефонов обвиняемых, которые наглядно подтверждали, что незадолго до покушения Хацуев и Дадаев организовали за бывшим депутатом слежку, а 24 сентября вплоть до его убийства находились в том же районе, что и экс-депутат. Кроме того, в одном из телефонных разговоров, распечатка которого имеется в деле, один из подсудимых вскоре после убийства г-на Ямадаева с иронией замечает, что Герою России не стоило курить в священный месяц Рамадан и что зря он приоткрыл боковое окно автомобиля. Кроме того, сразу после покушения оба чеченца внезапно сменили SIM-карты своих сотовых телефонов.
Г-н Монекин отнесся с недоверием к доказательствам защиты, посчитав их несостоятельными. В частности, он отметил, что никто из свидетелей защиты не смог подтвердить, что видел кого-либо из обвиняемых в период с 16 до 18 часов 24 сентября, когда и было совершено покушение. Не поверил судья и заявлению подсудимых о том, что BMW Хацуева с июня по 28 сентября 2008 года все время находилась на стоянке, после того как владелец заложил ее в ломбард.
В итоге суд признал подсудимых виновными по всем пунктам обвинения и путем частичного сложения наказания приговорил Асламбека Дадаева к 20 годам колонии строгого режима, Элимпашу Хацуева -- к 15 годам, а Тимура Исаева -- к 14 годам. Кроме того, суд частично удовлетворил гражданский иск Исы Ямадаева. Он требовал взыскать с подсудимых в качестве морального ущерба 150 млн руб., но суд уменьшил эту сумму до 5 млн рублей.
«Я ожидал более сурового приговора -- пожизненного лишения свободы, учитывая, что подсудимые причастны также к нападениям на военнослужащих в Чечне», -- заявил после приговора г-н Ямадаев. Ранее он неоднократно утверждал, что, по его данным, Хацуев принимал активное участие в боевых действиях в Чечне и был пулеметчиком в банде Хаттаба.
«Это не приговор, это обвинительное заключение. Мы считаем его несправедливым и будем обжаловать», -- заявил адвокат Тимура Исаева Мусса Хадисов. «Мы довольны приговором и считаем его абсолютно законным», -- заявила гособвинитель Амалия Устаева. Отвечая на вопрос о возможной причастности к преступлениям Рамзана Кадырова, г-жа Устаева подчеркнула, что обвинение никогда этого не утверждало, а по всем вопросам, связанным с заказчиком преступлений, посоветовала обращаться в СКП.
Анатолий КАРАВАЕВ