СУЛИМ ЯМАДАЕВ: НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ

Когда президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что Чечня готова предоставить 10 тысяч подготовленных бойцов для того, чтобы остановить грузино-осетинский конфликт, это вызвало состояние шока на Западе. Ведь там некоторые рассчитывали, что одновременно с вооруженным вторжением Грузии в Южную Осетию против Москвы выступит и Чечня. На это, кстати, даже намекал кандидат на пост президента США от партии республиканцев Маккейн. Но все вышло не так, как ожидали в Вашингтоне, Брюсселе и в Тбилиси.

Единый фронт

Что писали многие российские и западные СМИ о ситуации в Чечне в самом недавнем прошлом? Сегодня, когда отражена вооруженная интервенция Грузии против Южной Осетии, советуем дотошному читателю перелистать подшивки некоторых российских центральных газет и вспомнить комментарии «информированных обозревателей» о ситуации в этом регионе России накануне так называемого кавказского кризиса.

Первое, что бросается в глаза: шумиха вокруг командира чеченского батальона «Восток» Сулима Ямадаева. В СМИ вбрасывались один «острый» сюжет за другим, потом широко тиражировавшиеся в зарубежной печати. Много писалось и говорилось о «битве» в Чечне двух кланов - кадыровского и ямадаевского. Но знающие люди утверждали, что так называемые противоречия между Рамзаном Кадыровым и Сулимом Ямадаевым действительно есть, но заканчиваются они по стандартному сценарию: встретятся, поговорят и помирятся. Опять же, оба происходят из одного тейпа Беной.

Но это - для тех, кто знает и чувствует Кавказ. Для тех же, кто воспринимает этот регион России на уровне открытки с горным пейзажем, Кавказ еще остается таинственной экзотикой. На это и делалась, похоже, определенная ставка. Судите сами. Военные приготовления Грузии не были секретом. Вопрос заключался лишь в том, когда Грузия начнет военную операцию. Поэтому к югу кавказского хребта подтягивали российские боеспособные соединения. Среди сил, которые предусматривалось задействовать для усиления миротворческого контингента в Южной Осетии, были две роты дислоцированного в Чечне батальона «Восток». И действительно, после начала конфликта в печать стали просачиваться сведения, что в Южной Осетии выполняют миротворческую деятельность 215 бойцов «Востока».

Окончательную точку в разговорах об участии батальона «Восток» в отражении агрессии поставил Рамзан Кадыров. После вторжения грузинской армии в Южную Осетию он сделал многозначительное заявление: «Мы умеем воевать, шутить с Россией мы не позволим». Президент Чечни также поведал, что у чеченских бойцов, находящихся в зоне военных действий в Южной Осетии, «не умещается в головах тот беспредел, который творила грузинская сторона». Речь шла, как выясняется сегодня, о подразделениях чеченцев, которыми командовал Сулим Ямадаев.

Из песни слов не выбросишь

Что известно об этом человеке России? С 1997 года Ямадаев активно выступал против политического и религиозного экстремизма некоторых чеченских полевых командиров. В 1998 году активно поддержал своего родственника - муфтия Чечни Ахмада Кадырова, ставшего инициатором антиваххабитской кампании в республике.

Покойный Ахмад Кадыров - личность в истории Северного Кавказа уникальная. Он отлично разбирался в различных течениях в исламе, понимал истоки зарождения «новых явлений» и их направленность. Кадыров осознавал, что одно дело было бороться против атеистической Советской власти, другое - разворачивать битву уже внутри ислама во имя воскрешения на обломках советской империи какого-то Халифата и опускаться в средневековье. Более того, даже внутри самого ислама в перспективе можно было оказаться в идейной изоляции. Поэтому с точки зрения Ахмада Кадырова, экспортируемый в Чечню и Дагестан так называемый ваххабизм никакого отношения к господствующему в Саудовской Аравии ваххабизму не имеет. На Северный Кавказ внедрялись принципы такого «революционно модернизированного ваххабизма», которые призваны были решить в принципе одну задачу - обеспечить отторжение этого региона от центральной России.

Летом 1998 года тогда уже заместитель командира национальной гвардии Сулим Ямадаев провел операцию по разоружению ваххабитов в Гудермесе. А в июле 1999 года, незадолго до нападения боевиков на Дагестан, братья Ямадаевы вступили в открытый конфликт с Басаевым, который не мог простить им ни сражения за Гудермес, ни другие их антиваххабитские акции. Рассказывают, что Басаев написал Ямадаевым письмо, в котором потребовал от них выплаты 50 тысяч долларов и безоговорочной поддержки, то есть фактически предъявил им ультиматум и пригрозил войной. В ответ Сулим Ямадаев не советовал Басаеву показываться в Гудермесском районе.

Осенью 1999 года, когда началась вторая чеченская война, Ямадаев еще оставался командующим Гудермесским фронтом. Однако затем он фактически отказался подчиняться президенту Масхадову, включившего Басаева и других бывших противников в Государственный совет обороны Ичкерии, и поддержал муфтия Кадырова.

11 - 12 ноября 1999 года Ямадаевы передали под контроль федеральных сил Гудермес. Ранее вооруженный отряд Сулима и его брата Джабраила Ямадаева выбил из города сторонников Басаева. После этого братья при поддержке местных старейшин договорились с генералом Геннадием Трошевым и заместителем директора ФСБ Германом Угрюмовым о мирном переходе города под контроль российских военных.

Вскоре Масхадов лишил Сулима Ямадаева должности и объявил его предателем, хотя позже эмиссары Масхадова обращались к братьям Ямадаевым и предлагали отбить Гудермес у федеральных сил за вознаграждение в 500 тысяч долларов.

По некоторым сведениям, благодаря Ямадаеву российские спецслужбы 13 марта 2000 года задержали известного чеченского террориста Салмана Радуева, который в январе 1996 года захватил больницу в дагестанском городе Кизляре, а позже взял на себя ответственность за взрывы на вокзалах в Армавире и Пятигорске.

В августе 2000 года Сулим Ямадаев выступил по чеченскому государственному телеканалу, призвал боевиков сложить оружие и прекратить сопротивление федеральным войскам. Одним словом, Ямадаев сделал свой главный выбор, с кем быть, и определил для себя будущее Чечни.

«Восток» на страже новой Чечни

15 мая 2002 года Сулим Ямадаев был назначен заместителем военного коменданта Чечни. Военный комендант Чечни Сергей Кизюн, представив своего нового заместителя, сообщил, что тот будет отвечать за безопасность высокогорного Ножай-Юртовского района, предгорного Курчалоевского района и равнинной территории Чечни. Известно, что назначение Сулима Ямадаева на должность заместителя военного коменданта Чечни было согласовано с начальником Генерального штаба Анатолием Квашниным, командующим объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Владимиром Молтенским и главой администрации республики Кадыровым. Тогда, похоже, и родилась идея создать в Чечне специальные батальоны, которые были бы способны вести самостоятельные боевые сражения с засевшими в горах боевиками. 1 ноября 2003 года был создан батальон специального назначения «Восток» . Он получил такое название из-за того, что зоной его ответственности была определена восточная часть Чечни. «Восток» вошел в состав 291-го мотострелкового полка 42-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированной в Чечне на постоянной основе и укомплектованной исключительно контрактниками .

Некоторые официальные военные специалисты квалифицировали «Восток» в качестве обычного стрелкового батальона, но с определенной спецификой. Его солдаты и офицеры лучше других знали особенности местной обстановки, имели связи с местным населением, могли вовремя получать необходимую оперативную информацию, легко переносили недельные засады в горах и поэтому могли достигать эффективных боевых результатов. В итоге батальону Ямадаева «Восток» удалось ликвидировать нескольких известных лидеров боевиков, в том числе Абу аль-Валида.

Считается, что именно эта спецоперация принесла в апреле 2005 года Сулиму Ямадаеву звание Героя России.

На южно-осетинском фронте

В декабре 2007 года стало известно, что военнослужащие батальона «Восток» были передислоцированы в непосредственную близость к границам Южной Осетии и Абхазии. По мнению экспертов , переброска чеченского спецназа в этот регион была связана с утверждением Сочи в качестве места проведения зимних Олимпийских игр 2014 года. Однако по имеющейся в нашем распоряжении информации, речь все же шла о прикрытии с тыла российских миротворцев, стоявших в зоне грузино-осетинского конфликтов, поскольку поступала информация о подготовке вторжения грузинской армии в Южную Осетию.

А в СМИ по-прежнему регулярно вбрасывались острые сюжеты о продолжающемся противостояние Кадырова и Ямадаева. Спекулировали на этой тематике и некоторые российские оппозиционные силы, со ссылкой на которые западные СМИ продолжали рисовать «враждебный» России образ Чечни. Однако кризис на Кавказе расставил все по своим местам. Все увидели, как русские и чеченцы сражались вместе в одних окопах за свое единое Отечество.

В Южной же Осетии чеченские подразделения будут помнить всегда. Именно батальон «Восток» первым ворвался в занятый грузинскими войсками Цхинвал и переломил ситуацию в боях за город. Чем вписал свое имя и имя своего командира в историю российской воинской славы.

Автор - Сергей ВЛАДИМИРОВ.

http://www.rosvesty.ru/1926/camera2/?id … 96&i=1