Фрагмент передачи  "Час прессы. Смотрим телевизор." на радио Свобода посвященной сюжету программы "Рен-ТВ" "Военная тайна":

За ним следят телекамеры, но не замечает начальство: Сулим Ямадаев на российско-грузинской войне.

Елена Рыковцева
25.08.08

Гости: директор документального вещания канала "Рен-ТВ", автор программы "Военная тайна" Игорь Прокопенко и обозреватель газеты "Время новостей" Иван Сухов.

<…>

Фрагмент программы «Военная тайна»:
(Возможно речь идет о данном фрагменте: "Восток" в Земо-Никози, август 2008  (прим. Kira)

Игорь Прокопенко: Должен сказать, что появление Сулима Ямадаева в Южной Осетии, на мой взгляд, все-таки требует дополнительного, отдельного и официального комментария. Ведь еще 6 августа министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов на встрече с президентом республики Рамзаном Кадыровым заявил, что Ямадаев находится в федеральном розыске, а Следственный комитет при Генпрокуратуре подтвердил эту информацию. При этом я не верю, что в зоне боевых действий мог появиться отряд Сулима Ямадаева без санкции свыше.

Елена Рыковцева : Итак, только что вы услышали маленький фрагмент из программы «Военная тайна» Игоря Прокопенко. И я хочу по газете «Газету» восстановить хронику событий, которые предшествовали этому сюжету в программе «Военная тайна». Итак, 7 августа начинается вся эта замечательная хроника: «Как заявил министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов, бывший командир батальона "Восток" Сулим Ямадаев объявлен в федеральный розыск по обвинению в убийстве, совершенном еще в 1998 году. Еще 4 мая Гудермесский межрайонный следственный отдел возбудил уголовное дело по статье 105 ч. 1 ("Убийство") в отношении группы лиц во главе с Ямадаевым».

Газета «Газета» от 8 августа. «Старший брат Сулима, бывший депутат Госдумы Руслан Ямадаев рассказал в интервью "Газете", что пребывает в недоумении от развернувшихся событий и утверждает, что никакой повестки от прокуратуры его брат не получал. "Это какой-то бред. Зачем его объявлять в федеральный розыск, если его можно вызвать по повестке? Он нигде не скрывается, находится здесь в Москве, но живет отдельно от меня, - сказал Ямадаев-старший».

12 августа. «Заместитель начальника Генштаба Анатолий Ноговицын заявил вчера, что сообщения о переброске в Южную Осетию из Чечни батальонов спецназа ГРУ Минобороны "Восток" и "Запад" не соответствуют действительности. Но, по сведениям "Газеты", бывший командир батальона ГРУ "Восток" Сулим Ямадаев, объявленный в розыск, находится сейчас в окрестностях Цхинвали».

13 августа. «Возле грузинского села Квемо-Никози, находящегося также на территории Грузии, стоят части 58-й армии и батальон "Восток" Сулима Ямадаева. Корреспондент "Газеты" наблюдала за штурмом этого села».

15 августа. «На улицах Цхинвали по-прежнему много военной техники. У здания типографии стоят группами бойцы батальона "Восток". Выполнили задачу, поставленную перед нами Генштабом", - сказал мне (это корреспонденту газеты «Газета») командир батальона Сулим Ямадаев». Дальше он подробно рассказал, какие села они заняли, на какие позиции вышли. "Мы не доехали до Гори всего каких-то нескольких километров. Кругом было много брошенной грузинской техники, совершенно целой. Но мы не стали ее трогать", - сказал боец "Востока" Муртаз. В четверг часть батальона уже вернулась домой в Чечню - на место постоянной дислокации. Вторая осталась в Южной Осетии».

Наконец, газета «Газета» сообщает, что в пятницу, 22 августа  стало известно об отмене постановления об объявлении в федеральный розыск командира батальона спецназа "Восток" Сулима Ямадаева. По данным следственных органов, он находится в Москве, что подтвердил и его брат, бывший депутат Госдумы от Чечни Руслан Ямадаев.

Таким образом, круг замыкается: 7 августа он был в Москве, 22 августа он тоже оказался в Москве. А вот этот блок событий, связанных с Ямадаевым и участием его батальона «Восток» в этом конфликте отразил как раз документально канал «Рен-ТВ».

Причем, Игорь, я правильно понимаю, что вы снимаете кадры из Южной Осетии-Грузии, а ни одно официальное лицо ведь не подтверждает, что там находится Ямадаев. Вы его снимаете, а нам говорят, что нет его там.
 

Игорь Прокопенко: Я надеюсь, что меня никто не заподозрит в киномонтаже. То, что зрители имели возможность наблюдать в субботу, это действительно Ямадаев, и это действительно грузинское село. Все, что зрители увидели, это правда. Поэтому я и сказал в конце программы о том, что хотелось бы, конечно, услышать дополнительные официальные какие-то справки по этому поводу, потому что очень много взаимоисключающих каких-то сюжетов в одной этой небольшой истории.

Елена Рыковцева : Что вас удивляет? Почему вы выбрали эту историю для того, чтобы рассказать о ней зрителям?

Игорь Прокопенко: Во-первых, эту историю, по крайней мере, никто не показывал. И работать в Цхинвали, в зоне боевых действий было очень трудно. Вообще, журналистам трудно было работать в силу того, что трудно было понять, что происходит. И я считаю, что это журналистская удача моего корреспондента Андрея Кузьминова – то, что он сумел сделать этот репортаж, оказаться в нужное время в нужном месте и с нужными людьми. И мы сделали репортаж, который никто не смог сделать. Это журналистская удача, конечно. Кстати, этот материал в принципе дает представление о том, что и как там происходило. Потому что в силу такого мощного пропагандистского прессинга как с одной, так и с другой стороны, как говорил Клаузевиц «туман войны», непонятно где что происходит на самом деле. На мой взгляд, этот репортаж очень здорово дает представление о том, где и как что происходило на примере этой трагедии.

Елена Рыковцева : Ну, я правильно понимаю, что с некоторой симпатией все-таки снят репортаж по отношению к Сулиму Ямадаеву. Там не говорится о том, что они как-то некорректно, например, себя вели. Как я понимаю, позитивные оценки даются их действиям.

Игорь Прокопенко: Что могу сказать? Во-первых, это Герой России. Мы видим человека со звездой Героя России. А вот если звезда России оказывается у кого-то на груди, значит, этот человек чем-то замечателен и чем-то отмечен. Во-вторых, мы же его все-таки застали не где-то в Куршевеле, проигрывающим деньги в казино. Мы его застали в зоне боевых действий, где он действительно выполнял ровно ту задачу, которую выполняли подразделения 58-й армии. И мы видели, что это достаточно опасная, сложная работа, которую они вели. Там было много стрельбы, они были на передовой. Поэтому у меня нет оснований говорить в отношении Ямадаева какие-то уничижительные вещи. Я же документалист: то, что видим, то поем, как говорится. Я намеренно старался не влезать в какие-то разборки, поскольку у меня не было под руками документального материала. Я намеренно пытался не говорить о том, почему его объявили в розыск, и что вообще происходит вокруг этой истории. Мне в данном случае было интересно, что происходило в эти дни в окрестностях Цхинвали конкретно с бойцами, бывшими или настоящими, сейчас уж трудно сказать, знаменитого батальона «Восток».

Елена Рыковцева: Да, это то вы показали. Но вы также поставили вопрос: как так получается, что, с одной стороны, Герой России, с другой стороны, обвинения в убийстве, с третьей стороны, отправляется на войну от той же России.

Игорь Прокопенко: Мне бы хотелось в следующей программе дать чьи-то комментарии официальные, хотя бы в следующей программе, которая выйдет в следующую субботу, хотел бы вернуться к этой теме, но я смогу к ней вернуться только тогда, когда кто-то что-то мне сможет объяснить. А объяснения требуются.

Елена Рыковцева : Конечно. Учитывая, что зам. начальника Генштаба Анатолий Ноговицын заявляет, что нет там никакого «Востока», а приезжают журналисты и снимают этот «Восток»! Иван, а вы то вообще сегодня рассказали о совершенно новом повороте сюжета в деле Ямадаева в своей газете «Время новостей». Он уже больше не служит в российской армии. Так что ли?

Иван Сухов: Ну, этого сообщения тоже официально никто не подтверждает. Идут сообщения агентств со ссылками на неназванные источники в Генеральном штабе, в штабе группировки войск на Северном Кавказе о том, что Сулим Ямадаев уволен в запас. Но пока, по ощущению, нам трудно что-то говорить по этому поводу окончательно. Потому что под этим сообщением до сих пор никакой генеральской подписи нет.

Елена Рыковцева : То есть опять непонятно – почему? После такой блестящей операции…

Иван Сухов: Ссылки идут на распоряжение министра обороны, но пока никакого сообщения, кроме анонимных, никакого подтверждения нет. И пока это характеризуется словом «скотство». Мне кажется, что участие спецподразделения в важной для российской армии операции должно поощряться каким-то другим способом, чем увольнением в запас его командира и напоминанием о каких-то проблемах с законом, которые по тем или иным причинам существуют.

Елена Рыковцева: Да, то есть когда отправляли на войну, не вспоминали о проблемах с законом. Как только он там вроде бы успешно справился с той задачей, которую они же ему и ставили, его уволили в запас. Удивительная история совершенно!

Иван Сухов: Примерно к той же категории относится и комментарий генерала Ноговицына по поводу того, что «Востока» в этом месте не было. Людям, которые следили за темой в течение последних нескольких лет, известно, что части батальона «Восток» уже довольно давно входят в состав российского батальона смешанных сил по поддержанию мира в Южной Осетии. И понятно, что эти люди с опытом войны за плечами, со знанием Кавказа гораздо уместнее в этой ситуации, чем, скажем, призывники из Рязанской области, а это очевидно. И когда они туда пришли, это вызвало, конечно, возмущение грузинской стороны. Однако, ничего противозаконного в данном случае не делалось, потому что батальон «Восток» является частью 42-й дивизии Министерства обороны Российской Федерации. И бойцы Ямадаева такие же российские военные, как и любые другие. Поэтому введение его туда было абсолютно оправдано. И это было, на мой взгляд, успехом как раз российского командования.

Елена Рыковцева : Игорю Прокопенко предстоит решать на этой неделе очень сложные задачи: ему предстоит найти официальных лиц, которые официально прокомментируют, что произошло. Вы можете себе позволить уже сейчас объяснить эту ситуацию. Как вы, Иван, объясняете, что Кадыров объявляет ему войну, а, российское военное начальство поощряет его в общем-то участием в этой войне? Это шпилька в адрес Кадырова?

Иван Сухов: Я еще раз говорю, что я особенного поощрения не вижу, когда люди воюют на передовой, а потом объявляется, что их там не было. Мне кажется, что это ситуация очень двусмысленная. И поощрением все происходящее после операции в Цхинвали я бы не назвал. Но то, что некое противостояние, противоречие между кадыровской администрацией в Чечне и российскими военными есть, это давно уже очевидно и давно не секрет. Российские военные тоже бывают разные. У Кадырова есть хорошие контакты в том же самом штабе группировки войск на Северном Кавказе, откуда, кстати говоря, и произошло первое сообщение «Интерфакса» об отставке Ямадаева, что можно с некоторым допущением считать, возможно, каким-то просто медийным подарком ко дню рождения Ахмад-хаджи Кадырова, которое отмечается в субботу 23 августа. Не секрет, что значительная часть российского генералитета не согласна с тем способом, которым Кремль решает проблему Чечни. Результаты военной операции в Чечне в 1999-2000 годах кажутся им во многом перечеркнутыми ставкой, сделанной на кадыровскую администрацию.

<...>

Иван Сухов: <...>
А что касается почему Аушев в загоне? Аушев в загоне по той же причине, почему Сулим Ямадаев в розыске и уволен из рядов вооруженных сил. Потому что Россия 200 лет с тех пор, как она на Кавказе появилась, не умела себе друзей выбирать и не умела поддерживать своих друзей, однажды их выбрав правильно. Поэтому число ее друзей на Кавказе так и невелико.

<...>

http://www.svobodanews.ru/Transcript/20 … 11943.html

Отредактировано Betty (2009-01-17 21:47:12)