Рамзану Кадырову объявили месть виртуально
// Следствие выяснило, что Сулим Ямадаев не мог звонить в Чечню
Газета «Коммерсантъ» № 93 (4148) от 27.05.2009
Чеченские следователи вчера опросили в качестве свидетеля бывшего офицера спецбатальона ГРУ "Восток" Ису Ямадаева, обнародовавшего через "Ъ" заявление своего брата, экс-командира "Востока" Сулима Ямадаева, об объявлении кровной мести президенту Чечни Рамзану Кадырову и депутату Госдумы Адаму Делимханову (подробно об этом "Ъ" рассказывал 13 и 14 мая). Учитывая, что заявление поступило по телефону от человека, по официальной версии, убитого в Дубае два месяца назад, а по словам родственников, спрятанного в рамках программы защиты свидетелей, следствие решило проверить автора странной угрозы. Следствие установило, что она поступила не из Дубая, а из ближнего зарубежья.
Иса Ямадаев рассказал "Ъ", что следователь управления по Чечне следственного комитета при прокуратуре РФ допросил его вчера утром в главном офисе ведомства, расположенном в Москве в Техническом переулке. Как уже сообщал "Ъ", ехать на допрос в Чечню живущий в Подмосковье Иса Ямадаев отказался, мотивируя это опасениями за свою безопасность после известного конфликта его семьи с Рамзаном Кадыровым.
По словам Исы Ямадаева, он ответил на все вопросы следователя, рассказав, как и при каких обстоятельствах он получил информацию о решении своего брата Сулима Ямадаева. 28 марта этого года экс-командир "Востока", проживавший последнее время в Дубае (ОАЭ), по версии его родственников, получил несколько огнестрельных ранений во время покушения, но выжил. В рамках программы защиты свидетелей, считают родственники, подполковник Ямадаев был объявлен дубайскими властями убитым и отправлен на лечение в военный госпиталь. Ему якобы оставили только ноутбук, с помощью которого он связался по интернет-телефонии с дальним родственником, муллой из Гудермеса Нуридом-хаджи Кимаевым, через которого и попытался объявить кровную месть Рамзану Кадырову и Адаму Делимханову, которых якобы считает причастными к убийству своего брата Руслана Ямадаева и покушению на себя самого. Просьбу собеседника мулла Кимаев, как сообщал "Ъ", не выполнил, сказав, что не смог однозначно идентифицировать звонившего. Но факт звонка подтвердил, что стало поводом для публикации в "Ъ".
Полиция Дубая, как сообщил "Ъ" Иса Ямадаев, узнав из публикации о несанкционированных контактах своего подопечного, лишила его ноутбука и, соответственно, связи с родными. А прокурор Чечни Михаил Савчин усмотрел в звонке возможную угрозу убийством господам Кадырову и Делимханову и поручил следственному управлению Чечни провести доследственную проверку. В ее рамках дали показания Иса Ямадаев, а затем и автор публикации корреспондент "Ъ" Сергей Машкин.
Первые результаты проверки уже известны. "По результатам проверки детализации телефонных контактов Нурида Кимаева установлено, что звонивший ему от имени Сулима Ямадаева человек находился в момент соединения не в Дубае и даже не в Арабских Эмиратах, а в одной из стран бывшего СНГ",— сообщил "Ъ" оперативник МВД Чечни, участвовавший в проверке. Таким образом, чеченское следствие поставило под сомнение версию Исы Ямадаева, что в Чечню мог звонить его брат Сулим.
Детализация переговоров господина Кимаева ставит под сомнение и "свежесть" фотографии Сулима Ямадаева, якобы сделанной в дубайском госпитале и появившейся недавно в интернете. "На фотографии действительно Сулим, но я не могу сказать, когда и где был сделан этот снимок",— отметил "Ъ" Иса Ямадаев. Версию следствия, что звонок от его брата поступил не из Дубая, он категорически опроверг.
Сергей Ъ-Машкин