Герман Садулаев, специально для Prague Watchdog
Санкт-Петербург
Московский журналист Орхан Джемаль опубликовал книгу «Война. Хроника пяти дней» об операции по «принуждению к миру» грузинских войск, которая началась в Южной Осетии 8 августа 2008 года. Текста на целую книжку явно не хватало, поэтому печатную площадь заполнили большими, в лист и даже в разворот фотографиями с места событий. Вроде бы невинная издательская уловка. Но благодаря этому, возможно, и помимо воли издателей, книга получилась чем-то большим, чем публицистический сборник, – историческим документом.
Книжка вышла в довольно модной серии Stogoff Project. Её порекомендовал мне сам Илья Стогов при встрече на церемонии вручения премии «Национальный Бестселлер – 2009». Я купил её сразу, как увидел, на Международном книжном фестивале в Москве. И не был разочарован.
После прочтения мне многое, наконец, стало ясно. По телевизору нам, как всегда, нагло врали. Прежде всего, кто первый начал.
Провокации были с обеих сторон. Но всё же именно осетины 6 августа атаковали позиции грузинского спецназа в районе грузинского села Нули. 7 августа президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что не поддерживает силовых вариантов решения юго-осетинской проблемы. В Цхинвале воодушевились. Но заявление Саакашвили оказалось маскировкой и дезинформацией. Грузия готовила своё вторжение. В 23:00 начался штурм.
Российских войск в это время в Южной Осетии не было. Так что, с другой стороны, риторика грузинского руководства об отражении вторжения России была неуместной. Вторжение было, но не России, а Южной Осетии в Грузию.
Руководство Южной Осетии, ещё недавно такое смелое и задиристое, повело себя самым неприглядным образом. Президент Эдуард Кокойты и его военный министр, вместо того чтобы возглавить оборону столицы своей родины, банально бежали в Джаву, подальше от опасности. Только глава Совета безопасности, бывший российский полковник Анатолий Баранкевич, остался в Цхинвале и пытался организовать сопротивление. Ничего не получалось, и он просто сам взял в руки гранатомёт и вышел на улицу. Именно он подбил первый грузинский танк, который потом показывали по всем каналам. Тогда грузины откатились назад, чтобы не нести больших потерь в городских боях, а повторить артподготовку.
Не с лучшей стороны показали себя и российские миротворческие силы. Генерал Кулахметов, командующий миротворцами, ничего не предпринимал, скованный отсутствием приказов из Москвы. Многие офицеры позорно драпали и впадали в панику. Солдаты бессмысленно гибли.
Вообще российские войска меня разочаровали. Я думал, что годы войны в Чечне научили российскую армию драться. Но, если верить автору книги, наука впрок не пошла – в Южной Осетии были те же самые сумятица, безынициативность, нелепость. Русские и в Чечне не научились воевать.
Зато воевать научились чеченцы. Батальон «Восток» в операции сыграл едва ли не самую важную роль.
Повторяю, что такие выводы следуют из книги Орхана Джемаля. Сам я недостаточно знаю, чтобы делать независимые умозаключения.
Джемаля, как и остальных журналистов, легко заподозрить в предвзятости. В чувстве благодарности к ямадаевцам. Ведь остальные российские части журналистам помогать наотрез отказывались. А «Восток» взял с собой всех желающих, организовал им экстремальный пресс-тур на войну.
Чеченцы воевали, как в кино, на камеру. Вели себя круто. Действовали профессионально. И несколько даже бравировали своим благородством – к противнику относились с уважением, пленных отпускали, мирных жителей не трогали, за взятую еду оставляли деньги.
Результаты их участия в операции были действительно впечатляющими. Батальон «Восток» сыграл решающую роль в освобождении Цхинвала, переломил ситуацию в боевых действиях, зайдя в тыл и уничтожив грузинское артиллерийское подразделение, мешавшее продвижению российских войск, и на территории Грузии был главной действующей силой, от которой грузины бежали, бросая оружие и снаряжение.
Ямадаевцам помогала их репутация беспредельщиков и головорезов, которая шла впереди них. Взятый в плен грузинский военный умолял: только не отрезайте мне голову! Похоже, «Восток» действительно был главным психологическим кошмаром для грузин.
В действительности бойцы «Востока» вели себя цивилизованно, насколько это можно на войне. Но славу картинно поддерживали, для дела. Страхом грузин умело пользовались.
Ещё оказалось, что грузины не такие уж совсем беспомощные вояки, как я представлял себе после оглашения результатов пятидневного блицкрига. Они сражались умело и храбро. Во всяком случае, профессиональные военные. Бегство и быстрый разгром произошли во многом потому, что из-за стратегической ошибки грузинского командования регулярные боевые части с самого начала были блокированы, а на передовой и острие атаки оказались резервисты, которым только вчера выдали автомат. Они и бежали, что не удивительно.
Прочитанное в книге Орхана Джемаля утвердило меня в некоторых выводах из размышлений о войне и о мужчинах на войне.
Война - не дело молодых. Война – дело военных.
Взрослые опытные бойцы батальона «Восток», как бы мы ни относились к их политической позиции, вели себя на войне адекватно ситуации. Проявляли контролируемый гнев. Использовали нормированное насилие. Они впадали в ярость во время боя, были храбры и беспощадны к врагу, а после окончания боя демонстрировали гуманное отношение к противнику и к населению.
Совсем иначе вели себя многие осетинские ополченцы, которые бежали в панике от регулярных грузинских войск, зато, войдя в грузинские сёла, наполнялись «священной яростью», жгли дома мирных жителей, измывались над пленными.
И дело не в том, что одни – чеченцы, а другие – осетины. Просто война – дело военных, людей с крепкой и подготовленной к военным условиям психикой. А неподготовленный человек будет вести себя неадекватно. Будет трусом, когда надо быть храбрым и жестоким, и палачом, когда надо быть спокойным и милосердным.
И ещё в молодости.
Если, не дай Всевышний, нам, тридцати- и сорокалетним мужчинам, придётся взять в руки оружие, мы, скорее всего, будем вести себя правильно. Взрослый и состоявшийся человек, со своим сформировавшимся характером, к оружию относится серьёзно. Он стреляет, когда нужно стрелять. Если это нормальный человек, не нравственный урод, то он использует насилие только когда оно необходимо. Убивает только когда без этого не обойтись.
А мальчики?
Да, знаю, мальчиков как раз больше всего тянет к оружию. Но именно поэтому оружие им нельзя давать. Оружие на неокрепшую психику действует, как наркотик, разрешение на убийство разрушает душу, участие в войне формирует тяжёлую психическую зависимость. Будь моя воля, я запретил бы ношение оружия лицам младше тридцати лет, и в армию брал бы только с этого возраста.
Но это была бы уже совсем другая армия, не такая, как российская. Такая, как батальон «Восток». Орхан Джемаль отмечает, что в батальоне было немыслимым обычное в других российских подразделениях обращение к подчинённым матом, унижение и оскорбления. Дисциплина строилась только на личном авторитете командира, который он должен был доказывать в бою.
Это понятно. Попробуй взрослого опытного мужчину заставь в промежутках между боями стирать свои носки! Будь ты хоть трижды «дед», на войне кругом как бы снайперы и шальные пули…
К сожалению, наша российская армия строится как раз по противоположному принципу – сломать, унизить, растоптать человека. Благо он молод, и из него можно ещё верёвки вить. А потом получить на выходе бессмысленное существо, в лучшем случае тупо подчиняющееся приказам.
Почему российская армия – такая? Не потому ли, что главнокомандующие всегда имеют в виду, что армию они будут применять против собственного народа? Тогда, конечно, лучше иметь толпы затравленных солдат, доведённых до полуживотного состояния, но автоматически следующих приказам. А другие, может, вдруг да и откажутся убивать по приказу. Зададут странный вопрос: а какого хрена?..
Есть у нас уже пример, когда элитное подразделение профессионалов, бравших дворец Амина в Кабуле, в 1993 году, в Москве, было брошено на штурм парламента собственной страны с приказом пленных не брать и убивать всех, кто попадётся. Тогда спецназовцы не выполнили этот кровожадный и мстительный приказ. Они по собственной инициативе организовали переговоры и прекратили бойню. Если бы не они, жертв было бы гораздо больше.
Кстати, легендарная группа «Альфа» была позже «реорганизована». Фактически расформирована.
Та же судьба ожидала батальон «Восток», для которого война в Грузии стала последней войной. Герой России Сулим Ямадаев вскоре будет убит.
Россия, как всегда, сдаёт своих.
Я не идеализирую бойцов «Востока», как это делает автор книги. Их командир был личностью весьма противоречивой судьбы. Сами они принимали участие в сомнительных предприятиях, таких как разборка на заводе «Самсон». И, главное, их действия в Чечне в отношении своих же соплеменников… нет, на благородных рыцарей они не похожи.
Я говорю о судьбе подразделения с высокими боевыми качествами. И о «благодарности» российского руководства к тем, кто верно служил России.
Не хочу заканчивать статью такими словами, но других нет: вот что их ждёт…
Герман Садулаев
Prague Watchdog