В Московском окружном военном суде (МОВС) дали показания бывшие бойцы батальона «Восток», которые являются свидетелями по делу об убийстве чеченского авторитета Мустафы Шидаева. В этом преступлении обвиняется советник президента Чечни Рамзана Кадырова Аслан Дилиев. Экс-военнослужащие «Востока» заявили о его непричастности к расстрелу. Неожиданно свои показания на суде изменил еще один чеченский авторитет — Лечи Дудаев.
Еще в середине 1980-х годов Мустафа Шидаев вместе с Лечей Исламовым (умер в тюрьме в 2004 году), Николаем Сулеймановым (убит в 1994 году), Хож-Ахмедом Нухаевым (находится в розыске за организацию убийства журналиста Пола Хлебникова) и Русланом Атлангериевым (похищен в Москве в начале 2008 года) участвовал в создании одной из самых могущественных на тот момент – лазанской — преступной группировки. Под ее контроль попали авторынки, зарождавшийся тогда игорный бизнес, рестораны, казино. Штаб-квартирой «лазанских», по версии оперативников, являлся ресторан «Лазанья», рядом с которым на Пятницкой улице Мустафа Шидаев даже купил себе квартиру.
По словам собеседника «Росбалта» в спецслужбах, в начале 2000-х годов Атлангериев и Шидаев постепенно стали отходить от «жесткого» криминала и все больше средств вкладывали в легальный бизнес, особенно в недвижимость и строительство, решали спорные вопросы между авторитетными чеченцами в Москве, имели определенное влияние в самой кавказской республике.
Позиции Атлангериева и Шидаева в Чечне начали ослабевать после гибели в 2004 году президента Ахмата Кадырова. Как отмечает источник агентства, авторитеты не нашли общего языка с новыми властями республики, которые начали проявлять интерес к бизнесу, контролируемому чеченцами в других регионах России.
По версии следствия, в частности, чеченцы новой формации «положили глаз» на несколько зданий в Москве и землю в Калининградской области, принадлежавшую выходцу с Кавказа. Тот обратился за помощью к Мустафе Шидаеву, который согласился взять бизнесмена под свою защиту. Вторую сторону в этом конфликте, по версии следствия, представлял на тот момент действующий боец спецбатальона «Восток» Аслан Дилиев по кличке Гуно.
А 13 мая 2006 года Шидаев был убит. События разворачивались следующим образом. Авторитет вместе с сыном вышел из своего дома на Новом Арбате, к нему подошли Гуно и еще несколько человек. Поначалу беседа протекала мирно, а потом Гуно повалил Мустафу на асфальт и выстрелил в него несколько раз из пистолета.
Момент расстрела запечатлело несколько камер видеонаблюдения, однако задержать преступника «по горячим следам» не удалось. Люди из окружения Мустафы и члены его семьи на допросах заявили, что у Шидаева был конфликт с Гуно, что именно последний открыл огонь. Как позже выяснилось, вскоре после этого убийства командир «Востока» Сулим Ямадаев выгнал из батальона Дилиева, тот перешел на службу к Рамзану Кадырову, а в последнее время занимал должность советника президента Чечни.
Допросив десятки свидетелей, следователи пришли к выводу, что Гуно и Аслан Дилиев является одним и тем же человеком. Дилиев был задержан в Москве 10 декабре прошлого года. Чеченца подозревали и в другом громком преступлении — убийстве экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаев в сентябре 2008 года. У оперативников были данные, что он одно время следил за героем России.
Как стало известно «Росбалту», у Дилиева был изъят мобильный телефон, после чего следователи начали вызывать к себе людей, с которыми часто общался задержанный. Среди них оказался и авторитет Лечи Дудаев. По данным спецслужб, еще в начале 90-х годов он входил в группу Николая Сулейманова (Хоза), вместе с которым они занимались автомобильным бизнесом. В частности, Дудаев контролировал несколько столичных салонов по продаже машин.
«Прославился» он в 1994 году, когда в Чечне произошла крупная перестрелка. Тогда местный авторитет из Аргуна Али посчитал, что Лечи задолжал ему крупную сумму и похитил последнего в аэропорту. За Дудаева вступился другой известный в то время персонаж криминального мира — Руслан Лабазанов. Стороны встретились для обсуждения конфликтной ситуации у села Толстой-Юрт. Переговоры закончились перестрелкой, во время которой погибли и получили ранения около 30-ти человек. После этого Дудаев оказался на свободе.
По данным «Росбалта», следователям он заявил, что давно и хорошо знаком с Асланом Дилиевым, знает его именно как Гуно. О том, что Дилиев и Гуно одно лицо заявили и другие свидетели.
28 мая в Московском окружном военном суде начался процесс над Дилиевым, который сразу заявил о своей непричастности к убийству. Адвокаты Аслана объявили, что Дилиев и Гуно — разные люди, поэтому их клиента обвиняют в убийстве без всяких причин. На слушания был вызван брат Сулима Ямадаева Иса. Он сообщил, что знаком с Дилиевым, тот служил в батальоне «Восток», где его все знали под кличкой Гуно. «Он у меня даже в телефоне вбит как Гуно, – сообщил судьям Ямадаев. – Асланов-то у нас много». Также Иса рассказал, что слышал о причастности Дилиева к убийству, но потом родственники Шидаева простили Аслана и отменили ему «кровную месть» в одной из мечетей Чечни.
Дальше со свидетелями обвинения стали происходить довольно загадочные события. Как рассказал «Росбалту» один из участников процесса, большинство людей, которые давали показания во время следствия, просто не приходили в суд. Те же, кто до него добирался, начинали отказываться от своих слов. В частности, Лечи Дудаев заявил на слушаниях, что он в силу своего возраста не помнит, что говорил ранее следователям. Теперь же авторитет сообщил, что он никогда не общался с Дилиевым и никакого человека по кличке Гуно не знает.
А во вторник в МОВС дали показания два бывших бойца «Востока» — Роман Мадагов и Магомед Габаев. Последний известен тем, что был дружен с братьями Ямадаевыми, являлся их соседом. Когда у Ямадаевых весной прошлого года возник конфликт с Рамзаном Кадыровым, Габаев одним из первых перешел на сторону президента Чечни. Потом он давал интервью из резиденции Кадырова, где обвинил руководство «Востока» в различных нарушениях.
На суде Габаев заявил, что служил вместе с Дилиевым в спецбатальоне, однако никогда не слышал, чтобы того кто-то называл Гуно. Более того, согласно утверждению Габаева, в момент убийства Шидаева Аслан Дилиев находился в расположении «Востока». Такие же показания дал и Роман Мадагов.
Юрий Вершов