Дубайский суд усомнился в уликах по делу об убийстве экс-командира "Востока"
Газета «Коммерсантъ» № 210 (4265) от 11.11.2009
1 из 4
Судья дал понять, что собранные полицией доказательства вины обвиняемых в убийстве экс-командира чеченского спецбатальона "Восток" Героя России Сулима Ямадаева (на фото) его не устраивают
Как стало известно "Ъ", обвиняемые в убийстве экс-командира чеченского спецбатальона "Восток" Героя России Сулима Ямадаева Максуд-Джон Исматов и Махди Лорния, содержащиеся под арестом в Дубае (ОАЭ) с марта этого года, могут быть освобождены под подписку о невыезде. Во всяком случае, судья уже дал понять, что собранные полицией доказательства их вины его не устраивают. Воспользовавшись этим, защита на заседании суда 16 ноября собирается подать ходатайства об освобождении подсудимых.
Один из работающих в Дубае российских адвокатов, присутствовавший на последнем заседании уголовного суда первой инстанции и ознакомившийся с материалами уголовного дела по убийству Сулима Ямадаева, рассказал "Ъ", что объем этого дела составляет около 5 тыс. страниц, поэтому участники процесса только недавно смогли прочитать его до конца и проанализировать. По мнению собеседника "Ъ", этим объясняется и задержка в судопроизводстве — заседания, начавшиеся 31 августа, несколько раз переносились, и только 26 октября председательствующий Хамад Абдул Латиф Джавад начал рассматривать уголовное дело по существу. Последнее заседание в отличие от всех предыдущих, пятиминутных, длилось 1 час 10 минут.
На этом заседании председатель изъявил желание заслушать четверых свидетелей, заявленных стороной обвинения, однако уже в процессе выяснилось, что все четверо приглашенных оказались полицейскими, так или иначе причастными к расследованию убийства господина Ямадаева. Это обстоятельство не понравилось судье Джаваду. Подозвав к себе гособвинителя, он дал ему понять, что не может считать полицейских беспристрастными свидетелями, и в итоге разрешил выступить только одному из них — майору Ахмаду аль-Марри.
Господин Марри сообщил суду, что занимался расследованием убийства, совершенного 28 марта этого года на подземной парковке элитного жилого комплекса Дубая Jumeirah Beach Residence (JBR), с самого начала и убежден в виновности подсудимых — гражданина Таджикистана Максуд-Джона Исматова и гражданина Ирана Махди Лорнии. По словам полицейского, приехав по вызову на место убийства господина Ямадаева, он сразу допросил охранников погибшего и служащих самой парковки, которые находились там в момент стрельбы, однако описать киллеров никто из этих людей не смог. Тем не менее полицейские, пройдя по пути отхода убийц, указанному свидетелями, и обнаружив брошенные перчатки, поясную сумку с пистолетом и спортивную куртку, пришли к выводу, что к преступлению могли быть причастны уроженцы Чечни Зелимхан Мазаев и Рамазан Мусаев.
Когда фамилии предполагаемых киллеров были установлены, выяснилось, что оба чеченца вылетели в Россию через шесть часов после покушения. Обыскивая квартиру, в которой останавливались подозреваемые, полицейские установили, что эту квартиру снимали трое братьев-чеченцев Салман, Марван и Турпал Кимаевы, а у них часто бывал Максуд-Джон Исматов — соседи называли его шофером. На кухонном столе этой квартиры оказался и главный вещдок обвинения — нарисованная от руки схема подземной парковки JBR, на которой были обнаружены отпечатки пальцев шофера Исматова.
Поскольку господ Кимаевых на момент обыска тоже не было в стране — они уехали в Россию еще до покушения, полицейским оставалось только задержать господина Исматова, постоянно проживающего в Дубае. Обнаружив в его ноутбуке несколько фотографий Сулима Ямадаева, следователи посчитали, что собранных улик достаточно для ареста таджика. В первые дни после покушения был арестован и еще один приятель братьев Кимаевых — Махди Лорния, ухаживавший в Дубае за скаковыми лошадями президента Чечни Рамзана Кадырова. Остальные подозреваемые оказались для полиции недоступными.
Допросив двоих предполагаемых соучастников убийства, полицейские выстроили схему преступления, согласно которой Махди Лорния во время встречи официальной делегации из Чечни получил от депутата Госдумы Адама Делимханова позолоченный пистолет и заказ на убийство Сулима Ямадаева. Затем передал оружие братьям Кимаевым, а сам вместе с шофером Исматовым взялся выяснить, где проводит время будущая жертва, и отследить ее перемещения по эмирату. 28 марта, в день убийства, господа Исматов и Лорния, по версии полиции, "вели" Сулима Ямадаева, сидя в кафе возле его дома, и дали сигнал киллерам, когда тот появился возле своего автомобиля. По данным полиции, экс-командир "Востока" был убит на месте выстрелом в затылок с близкого расстояния.
Однако выстроенная полицией схема доказательств показалась неубедительной не только защитникам подсудимых, но и председательствующему судье. Он заявил, что хотел бы видеть в зале и другие улики, а также гражданских свидетелей, готовых подтвердить предположения полиции. В случае если его требования не будут выполнены, судья Хамад Абдул Латиф Джавад дал понять, что может рассмотреть ходатайства защиты об освобождении подсудимых под подписку о невыезде. Как отмечают российские юристы, работающие в Дубае, это свидетельствует о том, что у председательствующего уже сложилось определенное мнение по уголовному делу. Защита уже готовит соответствующие ходатайства — на заседание 16 ноября, как стало известно "Ъ", в качестве свидетеля снова заявлен полицейский.
Брат Сулима Ямадаева Иса, убежденный в том, что его родственник отделался ранением и в настоящее время проходит лечение в секретной клинике, считает, что освобождать подсудимых ни в коем случае нельзя: "Если их отпустить, они тут же улетят из Дубая, как это сделали исполнители покушения",— заявил Иса Ямадаев.
Сергей Ъ-Машкин