Потерпевших по делу об убийстве Героя России, экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева известили о том, что они могут начать знакомиться с материалами расследования. «Заказчик» нападения, правда, пока так и не установлен.
Как сообщил «Росбалту» брат Руслана Ямадаева Иса, накануне следователи сообщили ему, что он, как потерпевший, может приступить к ознакомлению с материалами дела (статья 216 УПК РФ). После этого знакомиться с материалами расследования начнут уже сами обвиняемые (ст. 217 УПК РФ) — Асланбек Дадаев и Элим-Паши Хацуев. Дело в отношении неустановленного «заказчика» убийства выделено в отдельное производство.
Преступление было совершено 24 сентября 2008 года. Герой России, экс-депутат Госдумы Руслан Ямадаев вместе с бывшим военным комендантом Чечни генерал-полковником в отставке Сергеем Кизюном ехали на бронированном Mercedes по Смоленской набережной в Москве. Как позже установили оперативники, за ними двигалась иномарка с киллерами – Хацуев сидел за рулем, а Дадаев расположился рядом.
По пути Сергей Кизюн приоткрыл окно лимузина, чтобы покурить. Когда автомобиль остановился на светофоре, Дадаев подбежал к нему и просунул в окно глушитель, прикрепленный к пистолету Стечкина. После нескольких выстрелов Руслан Ямадаев погиб на месте, а Сергей Кизюн получил тяжелые ранения. Оружие злоумышленники позже утопил в реке, найти его так и не удалось.
7 апреля 2009 года сотрудники МВД РФ задержали по подозрению в этом преступлении (а также в покушении на председателя правления «Конверс- банка» Александра Антонова) Тимура Исаева, Хацуева и Дадаева. Во время следственных действий Асланбеку Дадаеву надели на лицо марлевую повязку, которая была в момент покушения на киллере. Но генерал Кизюн все же опознал в Дадаеве преступника.
Как выяснили следователи, вначале исполнение «заказа» было поручено бывшему вице-мэру Грозного Гилани Шепиеву, имевшему в определенных кругах кличку Бастион. О том, как дальше развивались события, на допросах рассказал телохранитель Шепиева Халид Молочаев (потом он, правда, отказался от своих слов).
Согласно первоначальным показаниям, он вместе со своим шефом следил за Русланом Ямадаевым. Например, они несколько дней дежурили у подмосковного коттеджа Героя России. Потом Шепиев не сошелся в цене с «заказчиками», в результате, по версии следствия, устранение Ямадаева было поручено Асланбеку Дадаеву и Элим-Паше Хацуеву. Они получили от клиента оружие и деньги на подготовку к операции.
По данным следствия, за удачно выполненную работу Дадаеву заплатили 3,5 млн рублей. Раньше он никогда не держал в руках такой суммы денег, поэтому решил заснять ее на фотоаппарат. В материалах дела есть кадр, на котором 2-летняя дочка Дадаева запечатлена на фоне кучи денег – выручки за убийство Героя России. Хацуев получил гораздо меньшую сумму. Как установили оперативники, почти сразу он купил себе наркотиков на 100 тыс. рублей.
Оперативники установили, что вскоре после убийства Руслана Ямадаева, Асланбек Дадаев и Элим-Паши Хацуев вылетели в ОАЭ, где должны были устранить другого Героя России, экс-командира батальона «Восток» Сулима Ямадаева. В Дубае они находились вплоть до 16 января. Все это время шла подготовка к нападению на Сулима Ямадаева. Но покушение на экс-командира «Востока» осуществила 28 марта 2009 года уже третья группа киллеров.
Согласно первоначальным показаниям Молочаева, сразу после того, как Дадаев и Хацуев вернулись из ОАЭ в январе 2009 года, «заказчик» приказал устранить ему Гилани Шепиева, заподозрив, что на его след вышли оперативники. В ночь с 4 на 5 февраля 2009 года у подъезда дома №21 по улице Крылатские холмы телохранитель выпустил три пули в голову своего шефа — Бастиона.
За это он получил незначительную сумму денег, а также очередной «заказ». Как рассказал Молочаев следователям, ему передали фотографию председателя правления «Конверс-Банка» Александра Антонова, который и должен был стать новой мишенью. Примечательно, что незадолго до этих событий банкир обратился в правоохранительные органы с заявлением, с которым удалось ознакомиться корреспонденту «Росбалта». В нем Антонов сообщает, что продал крупный торговой комплекс двум руководителям одного из банков. Фамилии этих людей в последнее время не раз появлялись на страницах газет, в данный момент они находятся под программой защиты свидетелей (как потерпевшие от вымогательств высокопоставленных сотрудников МВД РФ).
Антонов сообщал, что его коллеги по банковскому цеху, посчитав, что сделка нанесла им ущерб, назначили встречу в одном из ресторанов. Туда они приехали в сопровождении уроженца Северного Кавказа, имевшего значок депутата Госдумы. У Антонова стали требовать выплатить $100 млн, иначе ему угрожали расправой. Однако заявление не спасло Антонова от покушения.
В начале марта Молочаев был задержан с наркотиками в Москве, после этого, по данным оперативников», «заказ» на банкира был поручен все тому же Дадаеву. 11 марта 2009 года киллер из машины открыл по Антонову огонь на улице Расплетина. Председатель правления «Конверс-Банка» и его телохранитель Александр Комаров получили ранения, но остались живы. Позже следователи выяснили, что стрелял в банкира еще один участник группировки киллеров — Тимур Исаев, а за рулем машины преступников сидел Асланбек Дадаев.
В рамках расследования уголовного дела был допрошен Сулейман Геремеев- двоюродный брат депутата Госдумы Адама Делимханова (он объявлен в розыск полицией Дубаи за организацию нападения на Сулима Ямадаева). «У нас есть информация, что Геремеев мог общаться с лицами, задержанными за убийство Руслана Ямадаева, в связи с чем к нему и возникли вопросы», — отметил тогда собеседник агентства в СКП. Через месяц после допроса президент Чечни делегировал Геремеева в Федеральное Собрание Госдумы.
Адвокат Хацуева Александр Ломжин отказался от комментариев, сославшись на подписку о неразглашении тайны следствия. Ранее он заявлял о невиновности своего клиента.
Александр Шварев