У стрелявших в Сулима Ямадаева закончились визы
Газета "Коммерсантъ", №124 (4665), 09.07.2011
Осужденных за убийство освободили и депортировали
В ночь на четверг в Дубае были освобождены бывший конюх президента Чечни Рамзана Кадырова Махди Лорния и переводчик Максуд-Джон Исматов, приговоренные к пожизненному заключению за убийство экс-командира чеченского батальона спецназа "Восток" Героя России Сулима Ямадаева, но отсидевшие за это всего 27 месяцев. Им сократили сроки благодаря прощению, о котором публично объявил для всех осужденных и обвиняемых в убийстве брат погибшего — Иса Ямадаев. При этом сам господин Ямадаев утверждает, что пособники заключили сделку с местным правосудием, сдав организаторов и исполнителей покушения.
Лорнию и Исматова вывели из ворот тюрьмы около двух часов ночи четверга, но, вместо того чтобы отпустить их на свободу, под усиленным конвоем повезли на минивэне в аэропорт. "Мою попытку подойти к Максуду полицейские пресекли еще на дальних подступах,— рассказал "Ъ" один из приятелей, встречавший экс-заключенного.— Мобильник, джинсы и несколько рубашек Исматова, которые хранились у меня, пока он сидел, полисмен, правда, взял и на моих глазах передал ему. Увидев свои вещи, Максуд оглянулся, увидел меня, помахал рукой. Я тоже поприветствовал его издали — на этом проводы и закончились".
Охрана, по словам провожавших, провела обоих экс-зэков через таможенный и пограничный контроль, доставив их в так называемую free-зону, расположенную за границей эмирата. Там, в специально отведенном охраняемом помещении для депортируемых, Исматов и Лорния дождались ближайших рейсов — соответственно в Душанбе и Тегеран, на которых вылетели каждый к себе на родину. Переговорив с полицейскими, приятель Исматова выяснил, что за время отсидки у обоих оправданных закончились дубайские визы, поэтому сразу после освобождения власти и приняли решение депортировать их в Таджикистан и Иран, из которых они приехали в эмират. Перелет обоих освобожденных оплатили их родственники, заблаговременно купив им электронные авиабилеты.
Напомним, что подполковник Сулим Ямадаев после ссоры с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым переехал с семьей в Дубай и был застрелен там в марте 2009 года.
Расследуя его убийство, местная полиция пришла к выводу, что к преступлению были причастны семь земляков погибшего, в том числе ближайший сподвижник Рамзана Кадырова — депутат Госдумы России Адам Делимханов. Их всех объявили в международный розыск. Двое местных жителей-эмигрантов, Лорния и Исматов, которые, по версии полиции, пособничали чеченцам, были пойманы и в апреле 2010 года приговорены судом эмирата Дубай к пожизненному заключению, которое по местному законодательству соответствует 25 годам. В декабре того же года суд сократил им срок наказания до трех лет. Поскольку сроки в местном законодательстве исчисляются по мусульманскому календарю, где год равен девяти месяцам, общий срок лишения свободы Лорнии и Исматова составил 27 месяцев. Он истек в июле.
По словам дубайских юристов, решение о смягчении наказания пожизненникам было принято в результате переговоров, проведенных между представителями высшего руководства Дубая и Чечни. Принципиальное согласие якобы было достигнуто, но реализации договоренностей мешал один момент "процедурного" характера — чтобы формально узаконить сокращение сроков, нужно было, чтобы они получили прощение от семьи погибшего.
В ноябре прошлого года оно было получено от Исы Ямадаева, ставшего главой авторитетной чеченской семьи после того, как погибли от пуль киллеров его старшие братья — экс-депутат Госдумы Руслан и экс-командир чеченского спецбатальона Минобороны "Восток" Сулим. В своем заявлении, как утверждали адвокаты осужденных, господин Ямадаев написал, что от имени родственников отказывается от прав на уголовное преследование "лиц, которые уже обвинены или будут обвинены в убийстве Сулима Ямадаева, а также от получения материальной компенсации за гибель родственника". По данным защитников, в заявлении было также сказано, что предназначено оно для подачи во все суды, которые рассматривают или будут рассматривать уголовное дело об убийстве Сулима Ямадаева, либо гражданские иски в рамках этого дела. Полученное прощение, как особо отметили защитники, распространялось на "любых обвиняемых", включая тех, кто "находится в международном розыске".
Сам Иса Ямадаев во вчерашнем разговоре с "Ъ" с трактовкой своего прощения, предложенной адвокатами Исматова и Лорнии, не согласился. "Переговорив с дубайскими следователями через русскоязычного переводчика, который предусмотрен во всех госучреждениях эмирата, я понял, что два пособника, о которых идет речь, участвовали в убийстве брата только из-за своей алчности",— сказал господин Ямадаев. По его данным, они так и заявили на допросах, что согласились на убийство лишь потому, что остро нуждались в деньгах. "Если бы отказался я, убийцы все равно наняли бы кого-то другого",— якобы объяснил полицейским Максуд-Джон Исматов. "Учитывая, что эти люди были пешками в чужой игре, я действительно простил их,— утверждает господин Ямадаев.— Однако поставил условие, что перед этим они должны дать следствию полный расклад по исполнителям и организаторам убийства, что и было выполнено". Таким образом, по словам Исы Ямадаева, пособникам сократили сроки не благодаря его прощению, а скорее в результате сделки, которую они заключили со следствием. Все остальные фигуранты этого дела продолжают находиться в розыске по линии Интерпола. Во всяком случае, их разыскные карточки выставлены на официальном сайте этой международной полицейской организации.
Сергей Машкин
http://www.kommersant.ru/doc/1676433