Последние события вокруг бывшего чеченского батальона «Восток» свидетельствуют о том, что противостояние условно «государственнической» и условно «либеральной» кремлевских башен продолжается. Победу с переменным успехом одерживает то одна, то другая сторона. Вступление России в войну на стороне Южной Осетии и последующее признание двух кавказских республик — заслуга первой башни, фактическое уничтожение «Востока» — дело рук второй.

«Россия сдает своих, причем демонстративно делает это сразу после убедительной победы в РЮО, немалая роль в которой принадлежит батальону Сулима Ямадаева, — заметил «Росбалту» информированный источник в российских силовых структурах. — Отдать комбата и его людей на растерзание кадыровцам, вставшим на сторону федерального центра на несколько лет позднее Сулима — глупость или предательство? Скорее, последнее».

После «пятидневной войны» в Южной Осетии, где «Восток» показал себя наиболее боеспособным и слаженно действующим подразделением, события развивались стремительно. Сначала было объявлено об отставке Сулима Ямадаева, затем в Москве убили его брата, депутата Государственной думы Руслана Ямадаева. 8 ноября пришла весть о расформировании батальонов «Восток» и «Запад» и формировании на их основе двух мотострелковых рот.

11 ноября пресс-служба президента и правительства Чеченской Республики распространила сообщение, в котором приводились подробности похищения и убийства Юнуса и Юсупа Арсамаковых — братьев президента Московского индустриального банка Абубакара Арсамакова, а также их водителя. Информация основана на показаниях, данных бывшим командиром группы «Востока» по Шатойскому направлению Расулом Баймурадовым и бывшим командиром роты Гурманом Гаджимурадовым. Они сообщили, что 8 февраля 2007 года по приказу Сулима Ямадаева задержали и доставили в распоряжение батальона братьев Арсамаковых, которых впоследствии вывез с базы и расстрелял младший брат Сулима Бадруди.

Кроме того, напоминает пресс-служба, Ямадаев обвиняется в убийстве жителя Гудермесского района Усмана Бациева, в связи с чем был объявлен в федеральный розыск 4 мая 2008 года. Следствием установлено, что вместе с группой неизвестных лиц 23 декабря 1998 года на федеральной трассе «Кавказ» вблизи села Джалка Гудермесского района Ямадаев задержал Бациева, впоследствии убил и тайно захоронил его в лесном массиве.

Сулим Ямадаев, вне всякого сомнения, не святой, но обратим внимание на даты. Находившийся в розыске Ямадаев в августе чудесным образом оказывается в Южной Осетии, ни от кого не скрываясь, командует своим батальоном, исполняя приказы вышестоящего воинского начальства. Главнокомандующий сухопутных войск РФ «был не в курсе»? Очевидно, что это невозможно. «Москве надо было зачистить Цхинвал — Сулим и его ребята зачистили, — заметил источник в силовых структурах. — Теперь Москве надо подыграть Кадырову — комбата, да и сам батальон — в расход. Или кому как повезет».

14 ноября пресс-служба президента и правительства ЧР поделилась новым известием, и снова со ссылкой на Расула Баймурадова. По его словам, бывший комбат прибыл в Цхинвал уже «после завершения основной фазы операции». «С уверенностью могу заявить, что Сулим Ямадаев прибыл в Осетию, чтобы прикрыть свои грязные дела, которые пахнут прокуратурой, и, прикрываясь результатами бойцов батальона, простых чеченских парней, которые, рискуя своими жизнями, выполнили поставленную задачу, пытался уйти от уголовной ответственности», — приводит пресс-служба слова Баймурадова.

События в его изложении выглядят так: «После начала грузинской агрессии против Южной Осетии батальон получил приказ Министерства обороны России о выдвижении в Южную Осетию. Командовал подразделением, направленным в Южную Осетию, майор Заудди Баймурадов (брат Расула — прим.). Получив приказ, мы выдвинулись в населенный пункт Джава в Южной Осетии, где нас проинструктировали, после чего мы начали выполнение боевой задачи. В течение нескольких часов зачистка города от грузинских военных была завершена, и подразделение расположилось на базе российских миротворцев».

БМП с надписями на бортах белой краской «Чечня», «Восток», «ямадаевцы» и группой бойцов батальона на броне было первым, что увидели мы с коллегами, въехав в Цхинвал со стороны Зарской дороги днем 10 августа. На следующий день, по дороге на спецоперацию по зачистке грузинского села Земо Никози, мы имели возможность подробно расспросить подчиненных Сулима Ямадаева о событиях последних дней. «Мы зашли в город, зачистили его, вышли на границу, — рассказывали ребята. — Грузины бежали так, что мы не могли их догнать». — «А где в это время был комбат?». — «Как где? Конечно, с нами. Как всегда». На зачистке Никози 11 августа Ямадаев снова был впереди — в темных очках, с улыбкой во весь рот, с золотой звездой Героя России на груди.

Расул Баймурадов недаром не назвал свою версию даты появления Сулима Ямадаева в Цхинвале. «Завершением основной фазы операции» можно считать как день полного освобождения столицы Южной Осетии от грузинских оккупантов (ожесточенные бои продолжались и 10 августа), так и 12 августа, когда президент РФ Дмитрий Медведев объявил о прекращении операции по принуждению Грузии к миру. В любом случае, по свидетельствам множества очевидцев, комбат «Востока» был в это время со своими людьми.

Обратимся к фигуре самого Баймурадова. В начале ноября он вместе с братом перешел к Рамзану Кадырову. В беседе с «МК» Расул Баймурадов упомянул о рождении у него дочери, которую из-за сложившейся вокруг батальона обстановки он еще даже не видел. В сообщениях, появившихся после объявления о ликвидации «Востока», упоминалось, что возглавить формируемую на его основе роту может именно Расул Баймурадов. «Кнут» очевиден, как, впрочем, и «пряник» — возможное новое назначение.

Официальное объяснение ликвидации «Востока» и «Запада» откровенно притянуто за уши — по словам главы комитета парламента Чечни по вопросам правопорядка и безопасности Саида Юсупова, причиной этого стало «снижение уровня преступности» в республике. А вот то, что после разгрома обоих батальонов в Чечне не останется никакого силового противовеса Рамзану Кадырову — очевидный факт. Уничтожить «Восток» нужно было еще и потому, что комбат Ямадаев пользовался среди своих бойцов огромным авторитетом. «Сулим с нами, кто против нас!» — шутили его ребята в Южной Осетии. «А от Кадырова мы еще получим «благодарность» за такую помощь», — грустно заключил наш источник в российских силовых структурах.

Яна Амелина

http://www.rosbalt.ru/2008/11/17/542365.html